Когда снятые всего за два миллиона долларов "Дневники Мертвецов" ("Diary of the Dead", 2007) принесли их продюсерам существенную прибыль, они обратились к Джорджу с предложением не останавливаться на достигнутом и забацать еще чего-нибудь "... of the Dead". И он, разумеется, согласился, "черпанув вдохновения" из полузабытого вестерна "The Big Country" (1958) и сделав проходного персонажа "Дневников" главным героем новой ленты...

Сержант национальной гвардии с тремя сослуживцами пытается выжить среди эпидемии зомби самостоятельно, ни на кого не рассчитывая. Но на своем пути он встречает молодого парня, который показывает ему на айфоне "рекламу" острова Плам (Plum Island), расположенного у побережья штата Делавэр, где якобы "все под контролем". Так небольшая группа выживших попадает на остров, где вливается в конфликт давно враждующих между собой семейных кланов, глава одного из которых считает, что зомби не стоит убивать, а нужно учить их есть что-то другое вместо людей...

Смелый "социальный эксперимент", как вы понимаете, большинство участников постановки до добра не довел, зато дал Ромеро очередной повод вернуться к живым трупам, на фоне которых он так любит раздавать свои острые социальные комментарии. В этой работе, впрочем, ничего особо нового старик нам не сказал, и тема ленты, в принципе, весьма банальна, равно как и четко просматривается отсутствие свежих идей у отца всех современных зомби-фильмов. И это, в общем то, не удивительно, если вспомнить, что первый из них он снял аж в 1968-м году, то бишь сорок пять лет назад, за которые он успел прокомментировать с помощью зомби, по-моему, все актуальные на определенный момент времени темы, начиная с безудержно-бездумного консюмеризма и заканчивая видеоблоггерством. Ну а тут он решил обратиться не к сиюминутным, а к вечным темам людского противостояния и конфликтов, замешанных как на личных, так и на религиозных мотивах.

Скажу сразу, впечатлит это кого-то вряд ли, и вся завязка ленты, равно как и ее сюжетное развитие, выглядят надуманными и ОЧЕНЬ натянутыми, что можно простить мастеру, если по ходу он предложит нам крутое зомби-мочилово и экшен. И в этом плане в фильме все в порядке, ибо при вдвое большем, чем на "Дневниках", бюджете, Ромеро смог "доставить" и немало кровавых подробностей убийства нежити, которая, разумеется, у него классически-медленная. В этом моменте Ромеро не изменил себе и никто из трупов у него не бегает, как это нынче модно, зато одна зомби-девушка скачет на лошади ;) Что же касается реализации убийств, то тут Джордж уже не чурается новых технологий и вполне успешно пользуется как компьютерными, так и "практическими" эффектами в тех местах, где это имеет смысл. Например, в эпизоде раздирания человека на куски (привет Савини и аналогичному моменту в "Day of the Dead" (1985)) и некоторых других, в то время как часть сцен была реализована с помощью довольно качественных компьютерных эффектов, которые нигде не раздражают.

Не раздражают и неплохие канадские актеры, которые хотя и вынуждены играть довольно странных, зачастую, персонажей, но справляются со своей задачей хорошо, и в этом смысле мне особенно хотелось бы выделить Кеннета Уелша и Алана Ван Спрэнга. Ну и еще Катлин Мунро большая душка, обладающая довольно интересной и выразительной внешностью, что для актрисы всегда плюс. Джордж тоже не потерял еще режиссерской хватки, поэтому картина смотрится динамично и очень профессионально. Настолько, что ее даже пригласили участвовать в основном конкурсе венецианского кинофестиваля, в котором Золотого Льва она, естественно, не получила, зато пропиарилась знатно :)

Впрочем этот пиар, равно как и участие во многих других фестивалях, в прокате "Выживанию" не помогли, и картина стала коммерческим провалом, собравшим с двадцати экранов Штатов лишь жалкую сто одну тысячу долларов, в то время как двумя годами раньше с сорока экранов "Дневники" собрали почти миллион ($958,961, если быть точным), а в других странах и вообще четыре с половиной миллиона. Ну а "Survival of the Dead", если верить Box Office Mojo, собрал с заокеанских территорий лишь жалкую сорок одну тысячу... Речь, впрочем, идет, исключительно о театральных сборах, но цифры все равно весьма показательные.

Если честно, то я не очень понимаю, почему критика и зрители ТАК ополчились на последнюю, на данный момент, главу "зомби-саги" Ромеро, ибо ПРИНЦИПИАЛЬНО картина ничем не хуже большинства его предыдущих работ. Да, сюжет и мотивация героев фильма более чем натянуты. Да, ничего нового в социальном плане Джордж нам не показал и откровений о человеческой природе не рассказал. Да, какие-то моменты могли бы быть получше, и в некоторых местах можно было бы "поддать хоррора", ибо его тут, по сути, вообще нет. Но если смотреть на ленту в общем и целом, отбросив предубежденность и закрыв глаза на некоторые недочеты, то она совсем неплоха. Не материал на Золотого Льва, конечно, но вполне неплохое развлекательное жанровое кино про "зомби старой школы", снятое живым, мать его, классиком. Посмотреть "Выживание", я считаю, стоит всем поклонникам жанра и престарелого мастодонта Джорджа Ромеро. Просто не ожидайте от него нового "Рассвета" или "Дня"...