Работая с конца восьмидесятых в Штатах, где Ардженто снял один из эпизодов фильма "Two Evil Eyes" (1990) и ленту "Trauma" (1993), режиссер постоянно читал итальянские газеты, в одной из которых ему на глаза попалась заметка о синдроме Стендаля, при котором человек испытывал различные психосоматические состояния, вплоть до галлюцинаций, во время просмотра предметов искусства, обычно при посещении музеев. Заинтересовавшись этой темой и "накопав" по ней немало материала, Дарио написал на ее основе сценарий очередного триллера, снимать который он планировал в Штатах с Бриджит Фондой (Bridget Fonda) в главной роли. Та, однако, от участия в проекте отказалась, равно как и Дженнифер Джейсон Ли (Jennifer Jason Leigh) и Дэрил Ханна (Daryl Hannah), которым главная роль в этом фильме так же не пришлась по вкусу. И тогда маэстро сделал "ход конем", - послал на три веселых буквы Штаты, вернулся в родную Италию и пригласил в картину свою дочку Азию, которая к тому моменту уже довольно активно снималась, и не только в фильмах папашки. Роль Анны Манни, впрочем, стала для нее первой действительно крупной работой, после которой ее актерский статус существенно вырос, причем не только в Италии...

Молодую оперативницу Анну Манни посылают выследить серийного насильника-убийцу во Флоренцию, где в знаменитой галерее Уффици (Galleria degli Uffizi) с ней случается приступ "синдрома Стендаля", после которого она частично теряет память. Насильника она, однако, находит, точнее он находит ее, жестоко насилуя девушку прямо в гостиничном номере, но не убивая. Получив серьезную психологическую травму, Анна возвращается в Рим и начинает ходить на сеансы психоанализа, попутно продолжая расследовать дело маньяка, который, как ей кажется, к ней снова вернется. И действительно, вскоре она вновь становится его жертвой, только на этот раз ей удается с ним справиться, и она сталкивает его, истекающего кровью, в бурную реку. Вроде "хэппи энд", маньяк убит, однако тело его пока не найдено, а у Анны вновь возникает жуткое чувство, что он за ней еще вернется...

А вот вернется, или нет, вы узнаете из этого, не самого лучшего в карьере мастера, фильма :) Не лучшего по многим причинам, самая главная из которых, по моему мнению, его серьезный фокус на психоанализе и разборе этого самого синдрома, что выливается в большое количество скучной болтовни и почти полное отсутствие "экшена", хотя тот, что есть, весьма неплох. Особенно сцены брутальных изнасилований Анны, которые сняты не стилизовано, как это можно было ожидать от Дарио, а более реалистично. Но чтобы их дождаться, надо высидеть еще психоаналитическую скучищу, снятую, к тому же, довольно пресно и без особых визуальных изысков. Что, опять же, не похоже на Ардженто, который обычно старается снимать свои картины затейливо и интересно. Но, видимо, не в этот раз, хотя помогал ему в этом заслуженный мэтр итальянского кинематографа, оператор Джузеппе Ротунно (Giuseppe Rotunno), для которого "Синдром" стал последним полнометражным фильмом в долгой и успешной карьере.

Следуя моде того времени, в своей новой ленте Дарио тоже решил "пощеголять" компьютерными спецэффектами по совету специалиста по гриму и аниматронике Серджио Стивалетти (Sergio Stivaletti), который как раз недавно купил для их производства оборудование, но не имел, при этом, опыта. В результате, "Синдром Стендаля" стал первым итальянским кинофильмом с использованием компьютерных спецэффектов, которые, однако, по нынешним меркам удивительно топорны и сделаны, что называется, "на коленке". Я думаю, что даже в те времена у зрителей они восторга не вызывали, а сейчас - так и подавно, смотрятся они весьма нелепо и во многих случаях не к месту. Это второй, с моей точки зрения, существенный недостаток картины.

Ну а третий ее недостаток, - откровенно "дырявый" сценарий с кучей натяжек и несуразностей, самая главная из которых - личность Анны Манни, представленной нам как "особо ценного офицера полиции", которая ни своим юным возрастом, ни поведением под это определение ну никак не подходит. При этом сам фильм не является "giallo", ибо личность маньяка зрителю известна уже минуте на десятой, а значит никаких нам "черных перчаток" и "вида глазами убийцы" - все буднично и протокольно, как в американских психологических детективах, которым, в общем то, картина и является. Спасает ее, по сути, лишь отличная игра Азии и Томаса Кречмана в роли маньяка, нервная и неуютная музыка Эннио Морриконе (Ennio Morricone), ну и некоторые особенно удачные эпизоды, - Ардженто, все таки, и даже в не особенно удачной ленте у него есть, местами, на что посмотреть :)

Эти недостатки, впрочем, не помешали "Синдрому" стать в Италии прокатным хитом, заработав пять с половиной миллиардов итальянских лир, что в пересчете на американские доллары равно примерно четырем миллионам. В самих Штатах, однако, картину ждала незавидная судьба, ибо Дарио, видимо, по незнанию, заключил дистрибьюторский договор с ... ТРОМОЙ :), которая, естественно, фильм "прокатала" по паре полуподпольных кинотеатров Нью-Йорка, выпустив его потом в ужасающем качестве на видео. Ардженто в этом плане я, впрочем, не сочувствую, ибо прежде чем заключать договора, надо бы хоть чуточку узнать своего партнера, а не просто так пером махать... ;) Сейчас, впрочем, вопрос утрясен, и фильм доступен в идеальном качестве на BD и DVD от Blue Underground, версию которых я и советую вам брать, если вы, конечно, пожелаете ознакомиться с одним из не самых лучших фильмов маэстро. Ознакомиться с картиной поклонникам Дарио, я думаю, все таки стоит, а вот насчет более широкой публики - уже не уверен, ибо при всех своих "проблесках" фильм, на самом деле, весьма скучный, если только вы не поклонник психологии и психоанализа... :)