К середине девяностых годов прошлого века жанр "ужасов" переживал не лучшие времена, и в кинотеатрах демонстрировались, в основном, бесконечные и все более дешевые в плане бюджета сиквелы к уже зарекомендовавшим себя франшизам, в то время как бОльшая часть хоррора шла прямиком на видео. Однако все переменилось в одночасье с выходом "Крика"...

В небольшом американском городке неизвестный преступник в хэлловинском костюме и маске призрака убивает тинэйджеров, предварительно звоня по телефону и играя с ними в интересную игру "как хорошо ты знаешь фильмы ужасов". А основной жертвой этих звонков и многочисленных попыток убийства становится девушка Сидни, у которой после жестокого убийства ее матери, пользовавшейся в городе нелицеприятной репутацией шлюхи, начались проблемы в отношениях с бойфрендом и период затяжной депрессии. Но именно она, в итоге, и стала тем камнем, о котором сломал себе зубы коварный постмодернистский убийца :)

Ибо "Крик" стал просто квинтэссенцией постмодернизма, буквально разложив по полочкам все основные клише хоррор жанра и снабдив своих героев пониманием того, как нужно себя вести, чтобы выжить в хорроре. В котором, на самом то деле, совсем не много правил, озвученных одним из основных персонажей, а именно:

1. Если у тебя был секс, то ты не выживешь.

2. Если ты пьешь или ширяешься, то тоже умрешь.

3. Ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах нельзя говорить "я скоро вернусь".

4. А также - абсолютно все под подозрением.

И еще парочка, озвученных убийцей:

5. Если тебе звонят в дверь и ты спрашиваешь "кто там?", то тебя ждет жуткая смерть.

6. И уж тем более тебе кранты, если ты решил вдруг выяснить кто издает странные звуки в темной комнате или саду :)

Написав свой сценарий под оригинальным названием "Scary Movie" (под которым впоследствии выйдет куча пародий на современные ужасы вообще и сериал "Крик" в частности :)) всего за три дня под впечатлением от серии убийств "гэйнсвилльского потрошителя" ("Gainesville Ripper") и вдохновляясь классическими слэшерами, вроде "Хэлловина" и "Пятницы 13-е" ("Halloween" (1978), "Friday the 13th" (1980)), безработный сценарист Кевин Уильямсон (Kevin Williamson) передал рукопись своему агенту вместе с краткими набросками для двух сиквелов, ожидая, что потенциал для создания новой франшизы подстегнет интерес покупателей. И не ошибся, ибо за его сценарий между голливудскими студиями моментально разгорелась настоящая битва ставок, которую выиграла MIRAMAX братьев Вайнштейнов, предложившая Кевину четыреста тысяч долларов и контракт на два сиквела и еще один никак не связанный с ними "отдельный" фильм, которым, в итоге, стал "The Faculty" (1998).

Но самое главное то, что сценарием Уильямсона очень заинтересовались и некоторые тогдашние звезды, в первую очередь Дрю Бэрримор, которая изначально хотела сыграть главную роль, а также звезда популярного телевизионного сериала "Друзья" ("Friends", 1994-2004) Кортни Кокс, пожелавшая отойти от своего экранного имиджа "няшки" и сыграть "настоящую суку" :) Это, в свою очередь, создало для жанрового кино прецедент, с течением времени превратившийся в обычную практику, - нанимать для "престижных" жанровых проектов известных и популярных актеров. А в 1996-м это было в диковинку. И особенно поразил тогдашних зрителей тот факт, что основную, по сути, звезду Дрю Бэрримор убивают уже в самом начале ленты, а значит, - никто из экранных персонажей не может чувствовать себя в безопасности :) Такое "ударное" начало задало тон всему фильму, в котором даже самые "насмотренные" зрители не могли правильно вычислить убийцу, а авторы саркастично водили всех за нос до самого конца, преподнося очередные сюрпризы буквально на каждом повороте сюжета.

Для грамотной реализации столь качественного сценария продюсерам был просто необходим умный режиссер, который не только хорошо знал жанр, но и смог бы элегантно "разоблачить" его в иронично-постмодернистском ключе. И таким режиссером стал Крейвен, двумя годами ранее уже порефлексировавший над собственным культовым творением "Кошмар На Улице Вязов" ("A Nightmare on Elm Street", 1984) и голливудскими реалиями в своем "Новом Кошмаре" ("New Nightmare", 1994), который публика тогда, впрочем, не оценила. Но оценила "Крик", где забавных отсылок к "Кошмару" также немало. Например, экранный бойфренд Нив Кэмпбелл, Скит Ульрих, очень сильно напоминает молодого Джонни Деппа (Johnny Depp), а сам Крейвен засветился в небольшом камео, исполнив роль усатого школьного уборщика Фреда в знакомом всем поклонникам хоррора свитере с красно-зелеными полосками (кстати, оригинальном) ;) В небольшом пятисекундном камео засветилась тут и звезда "Экзорциста" ("The Exorcist, 1973) Линда Блэр (Linda Blair), которую, впрочем, даже не упомянули в титрах. Зато в них продюсеры написали "No thanks whatsoever to the Santa Rosa City School District Governing Board", высказав, тем самым, свое "фи" руководству школы Santa Rosa High School, отказавшему кинематографистам в разрешении на съемку из-за "зашкаливавшего", по их мнению, в сценарии насилия.

С которым, впрочем, у Крейвена возникли основные проблемы с американским рейтинговым агентством MPAA, куда он отправлял свой фильм с незначительными правками аж восемь раз, неизменно получая от них вердикт с "непрокатным" рейтингом NC-17. Лишь после вмешательства самого Боба Вайнштейна (Bob Weinstein) лента получила-таки вожделенный рейтинг R, потому что Боб "настоятельно рекомендовал" цензорам воспринимать фильм не как кровавый хоррор, а как циничную сатирическую комедию и пародию на слэшер-жанр. Чем "Крик", разумеется, частично и является, но лишь частично. Ведь в нем есть и действительно сильные слэшер моменты, из-за которых, собственно, MPAA так сильно и нахмурилась. К сожалению, потакая американским цензорам ради прокатных перспектив и после грандиозного коммерческого успеха "Крика" фирмачи запустили негативный, с моей точки зрения, тренд на "бескровные ужасы", который продержался почти десять лет, ежегодно выдавая на-гора немало театральных фильмов с серьезно урезанным или почти бескровным насилием. Однако потом вектор киноиндустрии вновь переменился (а в MPAA сменилось руководство ;)), и теперь в рамках R рейтинга можно зачастую увидеть такой "жесткач", что некоторые NC-17 фильмы прошлого в сторонке нервно курят :)

А тогда, в девяносто шестом, получив, наконец-то, вожделенный прокатный сертификат, Боб Вайнштейн повелел выкинуть фильм на американские экраны 20-го декабря, чем удивил почти всех аналитиков, посчитавших данный "ход конем" самоубийством. Ведь это был рождественский период, в котором традиционно доминируют семейные фильмы. Но Боб аргументировал свое решение тем, что тинэйджерам и поклонникам хоррора как раз именно в этот период в кино смотреть то и нечего, поэтому они сделают фильму отличную кассу. Однако в первую неделю своего проката картина дебютировала лишь на четвертом месте, собрав с полутора тысяч экранов чуть больше шести миллионов долларов и дав аналитикам повод тыкнуть в лицо Бобу Вайнштейну жирным пальцем и сказать ему, гаденько улыбаясь, "а ведь мы говорили!". Но на следующей неделе фильм не только не потерял своих позиций, но даже прибавил, собрав уже девять миллионов, а еще через неделю он вообще скакнул на третью позицию чартов, собрав больше десяти миллионов долларов. В итоге, "Крик" продержался в десятке по кассовым сборам аж девять недель, закончив свой долгий (почти восемь месяцев!) американский прокат с умопомрачительной для жанрового фильма суммой $103,046,663 и заработав себе статус самого кассового слэшера всех времен и народов. Да и на других территориях лента тоже собрала немало, - ровно семьдесят миллионов, получив в итоге сто семьдесят три с небольшим миллиона общих кассовых сборов при довольно скромном бюджете в пятнадцать.

Такой грандиозный успех, разумеется, не мог не сказаться на карьерах людей, участвовавших в его создании. Так, актеры Нив Кэмпбелл, Мэтью Лиллард и Дэвид Аркетт неожиданно "проснулись знаменитыми" и продержались, какое-то время, на топовых ролях, а последний, к тому же, закадрил на съемках симпатяжку Кортни Кокс, на которой женился 12-го июня 1999-го и развелся в мае 2013-го :) Кевин Уильямсон из безработного и "начинающего" неожиданно превратился в самого модного и востребованного сценариста Голливуда конца девяностых, получавшего за свою работу миллионы долларов, а Вес Крейвен восстановил свое реноме "коммерческого" режиссера после череды не очень успешных, а иногда и попросту провальных ("Vampire in Brooklyn", 1995 ;)) в финансовом плане картин. Ну а Вайнштейны получили себе на руки новую "горячую" франшизу, которая оказалась не только коммерчески суперуспешной, но и понравилась высоколобым критикам, собрав, попутно, целую россыпь престижных наград (7 призов и 8 номинаций).

По сути, вся вторая половина девяностых прошла под знаком "Крика", который не просто моментально стал культом, но и активно повлиял на поп-культуру (знаменитая маска убийцы, "Ghostface", стала сверхпопулярным выбором костюма для Хэлловина, например) и кинопредпочтения молодежи, которая вновь повалила в кинотеатры на жанровые проекты, ставшие, впрочем, как я уже отметил выше, намного более "family friendly" в плане показа насилия и крови, чем раньше. Фильм также породил массу подражателей, попытавшихся по легкому срубить бабла на его популярности, а также три сиквела и один телевизионный сериал на MTV :) Ну и, разумеется, несколько медиа скандалов, куда ж без них?

Одним словом, "Крик" повлиял на вкусы и кинопредпочтения чуть ли не целого поколения, затащив, кстати, в кино и женщин, благодаря своим сильным героиням в исполнении популярных актрис. Ну а для настоящих киноманов эта картина просто рай, со своим киностебом и массой отсылок к культовой классике, в разряд которой она быстро перешла и сама, став образцом идеальной, с моей точки зрения, постмодернистской жанровой деконструкции, посмотреть которую обязан каждый уважающий себя поклонник кино.