Ларри Коэн является одной из культовых фигур "низкобюджетного Голливуда", и един в трех лицах - сценариста, продюсера и режиссера. По его сценариям поставили более семидесяти картин (включая недавний хит Джоэля Шумахера "Телефонная Будка" (Phone Booth, 2002)), а сам он как режиссер и продюсер сделал чуть больше двадцати фильмов разных жанров, среди которых немалое место занимает хоррор. Однажды, взглянув на высоченное здание концерна "Крайслер", он сказал: "Это было бы наикрутейшим местом для гнезда", и единственная эта мысль послужила идеей для создания фильма...

В Нью-Йорке творятся странные вещи, работники высотных зданий (мойщики стекол или, к примеру, строители-монтажники) пропадают, или их тела находят с оторванными головами, а очевидцы утверждают, что якобы видели огромную пернатую тварь. Одновременно городская полиция расследует серию странных убийств, во время которых с жертв методично срезалась вся кожа. Детектив Шепард в своем расследовании постепенно приходит к выводу, что убийства эти носили ритуальный характер и являлись жертвоприношениями древнему ацтекскому богу Кецалькоатлю, изображаемому на древних фресках в виде пернатого змея. Все факты говорили о том, что оба этих дела (пропадающие с крыш зданий люди и ритуальные убийства) нужно объединять в одно и действительно искать огромного пернатого змея, парящего над Манхеттеном, но полицейское начальство по очевидным причинам не разделяло столь смелого мнения своего подчиненного. Вскоре, однако, объявился человек, который указал полиции на расположение огромного гнезда с яйцом, и дальше уже все было "делом техники"...

История про летающего ацтекского бога стала первым фильмом обновленной студии AIP, бывшей American Internationl Pictures, превращенной основным продюсером в Arkoff International Pictures. Со скромным бюджетом в 1.2 миллиона долларов Ларри Коэн затащил в свой фильм не только довольно известных актеров (Майкл Мориарти, Кэнди Кларк и Дэвид Кэррэдайн), но еще умудрился провести практически все съемки на нью-йоркской натуре с участием немалого количества массовки и вертолетов. Не обошлось и без курьезов, так, во время съемки грандиозной батальной сцены на высоте 77-го этажа здания "Крайслер", где полицейские вовсю палили в вертолет, изображающий ящера, внизу началась настоящая паника, ибо люди подумали, будто идет операция по захвату снайпера и уже есть человеческие жертвы. Ближайшие полицейские участки получали такой шквал звонков, что офицеры уже просто снимали трубку, орали в нее "Это кино!", и в ярости бросали на аппарат :) Кино, правда, получилось так себе, и эта сцена с "высотным расстрелом" ящера, благодаря своей топорности, одна из самых смешных во всем фильме. Stop-motion Кецалькоатль, вмонтированный на картинку вертолетного облета купола здания, ну никак не тянет на живое существо, а фигурки полицейских, которых он по ходу дела жует и сбрасывает вниз, и вообще не выдерживают никакой критики, смех один. Я, конечно, понимаю, ограниченный бюджет и несовершенные технологии, но в огромном количестве лент, снятых до 1982-го года, качество подобных фрагментов было намного выше, и не совсем ясно, что мешало авторам сделать не хуже, тем более что грим, к примеру, и некоторые другие эффекты сделаны на очень хорошем уровне.

Помимо технического несовершенства "ящерных" сцен основные претензии к фильму, на самом деле, лежат в творческой плоскости, а именно - сюжет и сценарий. В картине нам не поясняется, откуда взялся над Манхеттеном Кецалькоатль, кроме того, что "он был вызван". Окей, был вызван, и даже ясно кем - человеком, который совершал кровавые жертвоприношения, но сам-то он кто такой? Просто фанатик ацтекского божества (сам-то он ацтеком быть не мог по определению, ибо их в средние века еще испанцы всех вырезали ;)), изучивший древние книги, или кто-то намного более серьезный? На этот вопрос ответа в фильме нет. Как нет его и на то, каким образом в многомиллионном городе никто, кроме одного лузера, не мог увидеть, где гнездуется огромных размеров змей, который уже одним своим весом при приземлении должен содрогать все здание, я уж не говорю про размах крыльев, которые видны были бы из верхних этажей. Непонятна также и избирательность жертв этого ящера - исключительно люди, находящиеся на высоте, в то время как буквально под ногами бродят ТОЛПЫ народу, которого "жри не хочу". С логикой, как видим, в этом кино вообще кранты, равно как и с диалогами и поступками героев. Да и сами герои довольно неприятные типы. Джимми Квин - безработный пианист-пьянчужка, полный лузер и му#@к, не может сделать самых элементарных вещей, но случайно наткнувшись на яйцо и ощутив свою "значимость", моментально превращается в еще большего козла и морального урода. Его сожительница, Джоан, тоже бесхребетная лузерша, моющая посуду в паршивом баре и терпящая козла-алкоголика Джимми у себя под боком "из жалости", хотя сама-то она, по сути дела, ничем не лучше, так, "white trash", клушка. Более-менее симпатичен лишь детектив Шепард в исполнении Дэвида Кэррэдайна, который разбивается на своей неблагодарной работе лепешкой, но усилия которого остаются незамеченными "высоким начальством". Да еще приходится иметь дело с такими козлами, как Джимми Квин!

Фильм во время своего выхода оказался довольно успешным как в финансовом плане, так и в смысле критики. Безусловно, в картине есть свои плюсы, один из которых - отличная игра Майкла Мориарти, создавшего на экране поистине отталкивающий и крайне неприятный образ, но и немало минусов, которые все-таки перевешивают "позитив". Лента, конечно, является классикой "монстр-жанра" и имеет культовый статус, и смотреть ее не сказать, чтобы не интересно, но... Все же уж слишком много в ней технических и творческих несуразностей. Слишком уж она нелогична, местами скучна и основного ее персонажа (я не о змее ;)) очень быстро начинаешь люто ненавидеть. С этим фильмом необходимо ознакомиться поклонникам культа, но основной категории зрителей он вряд ли понравится.