После шедевральной "Саспирии" ("Suspiria", 1977) и не шедеврального, но тоже очень мощного "Инферно" ("Inferno", 1980), поклонники ждали от маэстро завершения трилогии про трех матерей, однако ждать им этого пришлось почти тридцать лет. Хотя еще в 1984-м году тогдашняя сожительница Ардженто и звезда нескольких его фильмов, Дарья Николоди (Daria Nicolodi), в интервью Фангории (Fangoria Magazine) признавалась, что "сценарий третьей ленты готов, но осталось отполировать кое-какие вещи". "Полировка", однако, у артистической пары затянулась, а потом они и вовсе разбежались, что автоматически поставило крест на реализации этого сценария. Однако в 2003-м проект снова всплыл, уже по новому сценарию одного только Дарио, который хотел начать съемки в 2004-м. Но снова не сложилось, и после активной переработки текста с участием, помимо Ардженто, аж четырех человек (Jace Anderson, Walter Fasano, Adam Gierasch, Simona Simonetti), в октябре 2006-го съемки, наконец-то стартовали, с его дочуркой Азией в главной роли.
   За стеной одного из итальянских кладбищ рабочие случайно наткнулись на захоронение девятнадцатого века в котором была деревянная шкатулка с мистическими символами. Священник местной церкви, опасаясь что эта шкатулка принадлежала некогда самой могущественной из троицы ведьм, Матери Слез, отправил ее своему знакомому профессору археологии в Рим. Однако вскрыл посылку не он, а его любопытные помощницы, одна из которых жестоко поплатилась за свое любопытство сразу же, а вторая сумела сбежать из музея с помощью некой таинственной силы. Впоследствии девушка выяснила, что этой силой была ее покойная мать, передавшая дочурке магические способности и чуть ли не ответственность за судьбу человечества. Которое надо было срочно спасать, а значит - добро пожаловать на шабаш ведьм...
   Сценарии, за редким исключением, никогда не были сильной стороной Дарио, но тут ему не помогли даже многочисленные "скрипт доктора", и все события фильма можно рассматривать исключительно с точки зрения горячечного бреда, в котором отчаянно переплелись черная и белая магия, привидения, лесбиянство, каннибализм и обнаженка. А, ну и еще огромное количество извращенного кровавого насилия, по уровню которого маэстро далеко переплюнул даже самого себя, запустив картину с места в карьер и жестоко "замочив" Коралину Катальди-Тассони (Coralina Cataldi-Tassoni) уже буквально на восьмой минуте! Ну а дальше - больше, и разнообразнее, и извращенней, а в итоге - жестокий кровавый шабаш с силиконовыми сиськами Моран Атиас :)
   От загадочной мистической и мрачной атмосферы первых двух частей в третьей ленте не осталось и следа, равно как и от затейливого цветного освещения. Теперь Ардженто снимает свои ленты не столь затейливо и в большинстве случаев с "плоским" светом, хотя под конец "Матери Слез" цвет в его светопостановке появился, но, к сожалению, незначительный и блеклый. Блекло смотрится в главной роли и его дочурка Азия, хотя это можно списать на откровенно слабый и местами инфантильный сценарий, да и остальные актеры в кадре в большинстве случаев просто "тусят", включая и приглашенных любимчиков маэстро, вроде уже упоминавшейся Каролины, или Удо Кира (Udo Kier), у которого тут небольшая роль священника. Пригласил маэстро и свою давнюю сожительницу Дарью Николоди на роль призрачной матери Азии, с которой она легко справилась, будучи ее настоящей матерью :)
   Разумеется, не забыл Дарио и про других своих постоянных творческих партнеров. Так, музыку к фильму написал бывший участник легендарной группы Goblin Клаудио Симонетти (Claudio Simonetti), пригласивший на вокал заключительной песни титров ни кого-нибудь, а самого Дэни Филса (Dani Filth). Песня, кстати, получилась у них так себе, зато остальная музыка очень неплоха. Впечатляющий спецгрим делал еще один известный человек жанрового итальянского кино, Серджио Стивалетти (Sergio Stivaletti), который отвечал тут за эффекты "реальные". А над "виртуальными" эффектами корпел канадец Лии Уилсон (Lee Wilson), работавший с Дарио над двумя его эпизодами проекта "Masters of Horror". В отличие от смехотворных компьютерных сцен "Синдрома Стендаля" ("The Stendhal Syndrome", 1996), в "Матери" цифровые эффекты выглядят вполне достойно, хотя местами и видна, конечно, их низкобюджетность. Ну так и Ардженто нынче в глазах продюсеров не жанровая суперзвезда, каким он был в семидесятых и восьмидесятых, поэтому на съемку этой ленты ему выделили каких-то жалких три с половиной миллиона долларов, что, согласитесь, даже по меркам жанрового кино не бог весть какие деньги. За которые, впрочем, маэстро умудрился сделать продукт очень достойный, хотя и не сопоставимый по стилю и креативной изобретательности с его ранними лентами "золотого периода". Этого, впрочем, стоило ожидать, и лично я ожидал НАМНОГО худшего, а получилось очень даже ничего, во всяком случае полтора часа пролетают во время просмотра незаметно.
   Многие критики, кстати, тоже не стали кидать в Ардженто тухлыми яйцами, признав в картине ее бесспорные развлекательные качества и не став особенно выпячивать ее очевидные недостатки. Дарио, впрочем, мнение критиков никогда особо не интересовало, а вот прокатные результаты его лент - всегда, и тут он может похвастаться лишь сборами в Италии, где фильм имел широкую дистрибуцию (правда, в порезанном виде), собрав, в итоге, больше двух миллионов евро. А вот в Штатах картину бесцеремонно выкинули всего на семь (!) экранов, с которых она ожидаемо собрала жалкие пятьдесят восемь тысяч, быстренько уйдя на видео. Где ее, по сути, большинство и посмотрели, я думаю, без особого разочарования. Конечно же маэстро, как нынче говорят, "уже не торт", но в "Матери Слез", даже с откровенными самоповторами, все не настолько плохо, чтобы возмущаться. Объективно, все довольно неплохо, но в качестве финального аккорда мистической истории про трех ведьм хотелось бы, конечно, большего...