Милые зеленые хулиганы Гремлины из неожиданного суперхита 1984-го года выпуска снова с нами! На этот раз местом для очередной хулиганской вакханалии стало "большое яблоко" Нью-Йорк, а если говорить конкретно, то суперсовременное офисное здание могущественной корпорации Clamp Enterprises.

Бывший банковский клерк Билли Пельцер вместе со своей подружкой Кейт Берингер (основные герои первой части) переехал из своего тихого уютного городишки в огромный мегаполис Нью-Йорка, где и устроился на должность дизайнера в мегакорпорацию удачливого бизнесмена Дэниеля Клэмпа. Кейт работала в том же офисном здании экскурсоводом. Молодые люди вместе снимали скромную квартиру и, по сути, были счастливы, хотя незначительность и шаткость их социального положения безусловно доставляла определенные неудобства (Кейт не хотела официально оформлять их отношения). Однако вскоре их жизни суждено было сделать очередной лихой вираж. Корпорация Клэмпа на корню скупила недвижимость Нью-Йорского Чайна-Тауна, за исключением единственного дома - того самого, где проживал старик-китаец со смышленым пушистым зверьком Магуаем. Старик ни за что не желал продавать свою собственность новым застройщикам, однако здоровье его было подорвано и через некоторое время он умер, оставляя скорбящего Магуая один на один со строительным молотом, разрушающим старое жилище... Так милый маленький зверек оказался на улице, но ненадолго, ибо его тут же подбирает один из работников био-корпорации "Slice O' Life", распологающейся на пятьдесят первом этаже офисного здания Клэмпа. Ну, а дальше все идет уже по отработанной схеме - случайным образом Билли узнает, что Магуай находится в неволе, через некоторое время в дело снова вступает вода, появившиеся магуаи, в свою очередь, стремятся стать Гремлинами, и вот уже все здание превращается в один сплошной фестиваль вакханалии... :)

В создании вторых Гремлинов участвовали те же люди, что работали и над первой частью картины, за исключением сценариста Криса Коламбуса. Сценарий для второго фильма написал Чарльз Хаас (Charles S. Haas), и он сделал настрой новой картины чисто комедийным (в противовес первой части, где horror-аспект был весьма силен), в то время как режиссер Джо Данте пошел еще дальше и создал в конечном итоге одну из самых точных и хлестких пародий на современное корпоративное общество и подвластные ему масс-медия. Так, на протяжении всей картины мы можем наблюдать очень яркие и узнаваемые типажи рабов корпоративной системы и их хозяев: отпетую карьеристку, денно и нощно грезящую о том, как бы побыстрее получить повышение; сверх-исполнительного менеджера среднего звена, выполняющего все поручения руководства с эффективностью высокоорганизованного робота; несчастных "винтиков" корпоративной машины, вынужденных вертеться как белки в колесе, только бы сохранить свою работу; ну и, конечно, ЕГО - владельца корпорации, мультимиллионера с грандиозными замыслами, но отсутствием элементарного понимания потребностей своих работников, и активно насаждающего масс-медийную безвкусицу с помощью своей медиа-империи кабельного телевидения. Помимо жесткой сатиры на искореженные человеческие отношения, стиль жизни и работы "корпоративной америки", Джо Данте прошелся и по киношным традициям и штампам, щедрой рукой рассыпав по своей картине огромное количество киношных шуток и забавных отсылок ко многим фильмам прошлых лет. Чего только стоит великолепный Кристофер Ли в роли доктора Катетера (Dr. Catheter), появляющийся (с невозмутимым видом) с коконом из культового черно-белого фильма "Вторжение Похитителей Тел" (Invasion of the Body Snatchers (1956)) в руках. Или другой прикол с великим актером, в фильм, к сожалению, не вошедший: Ли смотрит на очередной результат экспериментов своего подопечного с летучей мышью и задумчиво говорит: "Я слышал, что подобные создания питаются кровью своих жертв", на что явно обеспокоенный работник ему отвечает: "Да нет, эта мышь из другого семейства" :) Помимо подтрунивания над киноклассикой вообще, Джо Данте так-же вставил в свой фильм немало забавных моментов связанных с компанией-дистрибьютором картины Warner Brothers, самые очевидные из которых: пролет летающего гремлина сквозь стену лаборатории на свободу, после чего в стене остается логотип Бэтмэна, успешного фильма "Уорнеров" 1989-го года, или сцена коллективных хулиганских действий гремлинов, во время которой один из монстриков татуирует на груди другого логотип "WB" :) Что же касается сатиры на масс-медия, то в этой сфере особенно досталось многочисленным ток-шоу, на которые в фильме есть очень смешная и хлесткая пародия, когда доморощенный старикан-ведущий в костюме дракулы берет интервью у самого умного гремлина, склонного к псевдофилософствованиям и пафосным речам :)

Вообще же, по отношению к новой картине можно сказать, что в ней "всего больше": больше бюджет, больше гремлинов, больше спецэффектов, больше юмора и сатиры. Однако это не всегда хорошо, ибо в какой-то момент картина превращается просто в нескончаемый парад юмористических гэгов с участием гремлинов, в то время как в первом фильме баланс "смешного и серьезного" был лучше. К сожалению, эта лента вышла в переломную эпоху начала девяностых, когда милые нелепицы типа "Гремлинов", проходившие на ура в восьмидесятых, уже не вызывали столь бурного восторга у "серьезных" зрителей девяностых. Картина в прокате, по сути, провалилась, не окупив даже своего пятидесятимилионного бюджета (общие театральные сборы оказались в районе 42 миллионов), чем поставила большой и жирный крест на мыслях о продолжении франшизы. Хотя, если честно, второй фильм, по сути, и так полностью исчерпал тему, став очень достойной точкой в эпопее экранной жизни милого пушистого Магуая и хулиганистых зеленых проявлений от него - Гремлинов. Все поклонники искрометных и весьма хлестких сатирических комедий будут от картины в полном восторге, ну, и фэны первой части не разочаруются, ибо Магуайчик такой милый, особенно в героическом образе Рэмбо... ;) Ну, а гремлины так и вообще душки - массовое исполнение песни "New York, New York" ими просто вне конкуренции! :)