Относительно успешно адаптировав для экрана повесть Маркиза Де Сада "Жюстина", британский продюсер Гарри Алан Тауэрс (Harry Alan Towers) и испанский режиссер Джесс Франко решили и дальше разрабатывать золотую жилу творчества великого маркиза. Следующим объектом их совместных усилий стало, пожалуй, самое известное произведение писателя, "Философия в будуаре" (Philosophy in the Boudoir). Переносить текст повести на пленку "как есть" продюсер не решился (ибо такой фильм не взял бы в прокат ни один "приличный" кинотеатр), а посему Гарри Тауэрс вновь взялся за перо и снова (как и в случае с "Жюстиной") адаптировал произведение Де Сада под киноформат своей личной постановки. Правда, на этот раз, "вопреки исторической правде", действие романа было перенесено "в наши дни" (самый конец шестидесятых годов прошлого века) и многие аспекты книги были серьезно "смягчены", хотя в конечном итоге сама идея, если хотите, "дух" романа, в получившейся картине остались практически неизменными. На самом деле, надо отдать должное Тауэрсу - его адаптация оказалась действительно очень хороша, и удачный прием "переноса" действий исторических романов в "нашу" эпоху еще не раз будет использован ушлым продюсером в других постановках, практически всегда с большим успехом. Что же касается собственно самого постановщика фильма, испанского трэш-мастера Джесса Франко, то данная картина является еще одной иллюстрацией того, что "Франко с бюджетом" - это, в общем-то, очень даже недурно, и когда у него есть нормальный производственный бюджет, не поджимают сроки съемок, а для картины можно задействовать хороших актеров и оператора - у Франко "все получается" ;)

Юную и невинную девушку Юджини приглашает погостить на свой остров порочная и развратная мадам Де Сент Эндж, большая поклонница творчества маркиза Де Сада, состоявшая к тому же в ордене садистов-маркизопоклонников. Приехав на остров, Юджини застает там саму мадам, ее сводного братца Мирвеля (которого играет известный харАктерный актер Джэк Тэйлор) и двух слуг, чернокожего Августина и глухонемую служанку Терезу. Поначалу вроде все идет хорошо, за исключением всяких глупостей типа намеков на легкие лесбийские отношения между Юджини и ее "учительницей" мадам Сент Эндж, но потом с девушкой начинают творить "черные дела". В первую ночь ее спаивают, и мадам Сент Эндж со своим братцем насилуют девушку. Наутро Юджини думает, что это был сон, но она не уверена. На вторую ночь ей дают покурить сигарету "с дурью", после чего начинается садомазохистская оргия с жестоким избиением Юджини... Однако наутро на ее теле нету никаких следов побоев и девушка уже совсем не уверена в том, что происходит в ее сознании, а что случилось наяву, и окончательно запутывает ситуацию третья ночь, во время которой происходит кровавая развязка... Но было ли это все сном или случилось на самом деле? Однозначного ответа зрителю на этот вопрос концовка фильма не дает...

Как это ни удивительно, но у данной картины Джесса Франко практически нет изъянов, и это подтверждает даже сам автор. Известный более чем скептическим отношением к собственному "творчеству", Франко про этот фильм говорит: "Of all my films, it's the one I hate least" (Из всех моих фильмов, этот я ненавижу меньше всего). И действительно, ненавидеть в этом фильме вообще нечего. Картина замечательно снята оператором Мануэлем Мерино (Manuel Merino) в сверхшироком формате (2.35:1) и БЕЗ использования ужасных "франковских наездов" (зума). Во многих эпизодах камера удачно движется, много моментов снято с использованием крана (что вообще величайшая редкость в фильмах Франко), а статичные эпизоды создавались с очень грамотными композиционными и световыми решениями. "Не подкачало" и музыкальное сопровождение, написанное талантливым итальянским композитором Бруно Николаи (уже успевший поработать с Франко и Тауэрсом над их предыдущей адаптацией Де Сада, "Жюстиной"), который очень точно с помощью своей музыки передал различные психологические настроения разных эпизодов фильма, благодаря чему среди поклонников еврокульта саундтрэк этого фильма считается одним из лучших "всех времен и народов".

Ну и конечно же - актеры. Актеры в этой картине очень хороши (что тоже для Франко большая редкость)! Заглавная роль Юджини досталась шведской секс-старлетке Мари Лильедаль, прославившейся в 1967-м году своим первым секс-фильмом "Inga" (a.k.a. "Инга, Я - Девственница" ;)), и надо сказать что она как нельзя лучше подошла на роль невинной девушки в начале, но преступившей все писаные и неписаные законы в конце. Персонаж мадам Де Сент Эндж достался жене продюсера, Марии Ром, которая в роли развратной и порочной мазохистки смотрится просто великолепно, явно обладая серьезным актерским талантом и большим карьерным потенциалом, который она, к сожалению, в дальнейшем не использовала. Сводного братца, влюбленного в Юджини, играет хороший харАктерный актер Джэк Тэйлор, известный на тот момент по обе стороны океана и активно снимающийся до сих пор, не смотря на свой уже преклонный возраст. Ну, а в качестве "приглашенной звезды" (Guest Starring) для исполнения роли зловещего комментатора Долмэнса "засветился" легендарный Кристофер Ли, который, впрочем, во всех последующих интервью утверждал, что был не осведомлен об "X-Rated" натуре фильма. И надо сказать, что этому вполне можно верить, ибо актера задействовали всего в нескольких эпизодах (съемки с его участием длились лишь два дня) без какого-либо явного секса или насилия, которые потом смонтировали с более "откровенными" кадрами.

Кстати, об "откровенности" :) Как это водится у старины Франко, обнаженки в фильме много, и многие эпизоды весьма эротичны, хотя и сняты в артхаусной манере. Насилия же, я бы не сказал, что очень много, оно конечно есть, но по сравнению с другими его работами (к примеру, Ильза :)), насилие тут явно не выделяется, чего не скажешь о симпатичной обнаженной попке Мари Лильедаль, детальному показу которой уделено немало экранного времени ;) И действительно, не зря говорят, что шведские женщины - одни из самых красивых в мире, глядя на великолепную фигурку и невинное милое личико госпожи Лильедаль, этому веришь просто безоговорочно!

Фильм действительно получился на славу. Он очень хорошо снят и сыгран и замечательно смотрится даже сейчас, по прошествии более чем тридцати лет с момента его выхода. Критики в то время, конечно, картину "опустили", сославшись на невменяемый сюжет и отсутствие четкой логической структуры в постановке, но зрители восприняли фильм очень хорошо, и, в частности в Америке, эта лента собрала весьма приличную кассу. Это один из немногих реально прибыльных фильмов Франко, который к тому же можно рекомендовать к просмотру всем категориям зрителей, а не только его "истинным поклонникам", ибо данная лента действительно смотрится очень хорошо, что для картин старины Франко - большая редкость...