Выпустив в конце пятидесятых два неофициальных римейка классических "monster-movies" студии Universal - "The Curse of Frankenstein" (1957) и "Dracula" (1958), британская Hammer собрала по всему миру отличную кассу, после чего продюсеры поняли, что наткнулись на золотую жилу. В течение следующих лет студия переделала и другие активы Universal, а именно - "The Mummy" (1959), "The Two Faces of Dr Jekyll" (1960) и "The Phantom of the Opera" (1962), но когда дело дошло до "Вольфмэна", то неожиданно выяснилось, что он был одним из немногих персонажей Universal, созданных ею специально для кино, а не в качестве адаптации существующей новеллы, как это было с Дракулой, Франкенштейном или Мумией. Не желая покупать у Universal права на римейк "Вольфмэна", Hammer обратила свой взор на повесть Гая Эндора "Оборотень Парижа" (Guy Endore's "The Werewolf of Paris"), и решила использовать ее в качестве основы для своего фильма про оборотня, перенеся его действие в Испанию. Связано это было с тем фактом, что в Испании уже были отстроены натурные декорации для фильма про инквизицию, производство которого в последний момент было прекращено, и чтобы не терять деньги, в них сняли ленту про оборотня :) Так как оригинальный дизайн "Вольфмэна" тоже был "закопирайчен" Universal, то Хаммер пришлось переделывать и его, что вылилось в совершенно уникальный образ их оборотня, не встречавшийся ни до, ни после этого фильма. Уникальной оказалась и концепция всей ленты, в которой "вирус оборотня" не передавался через укус, а являлся неким врожденным злом, с которым был вынужден жить и бороться прОклятый с рожденья человек...

В небольшой испанский городок забредает попрошайка, попадающий на банкет по случаю женитьбы местного маркиза. Своенравный и жестокий маркиз над ним издевается, а потом бросает в тюрьму, где бродяга проведет остаток дней. Постепенно превращаясь в дикаря, он наблюдает за взрослением немой дочери тюремщика, а когда она за небольшую провинность попадает в его камеру - насилует ее. После этого случая, немая девушка убивает маркиза и бросается вон из замка, живя какое-то время в лесу совершенно одна. Там ее находит добрый дон Корледо, который приносит девушку в свой дом, и просит свою набожную служанку выходить ее. Именно служанка обнаруживает беременность девушки, и предупреждает дона Корледо, что если ребенок родится на Рождество, то будет прОклятым. Так оно и получилось - на Рождество у девушки родился мальчик, а сама она умерла практически сразу же после родов, оставив сына круглым сиротой. Разумеется, дон Корледо его усыновил, и мальчик спокойно рос под его присмотром до тех самых пор, пока ему не стали по ночам являться кошмары, а по утрам окрестные фермеры начали обнаруживать растерзанных овец. Именно тогда приемные родители мальчика обратились за консультацией к местному священнику, который пояснил, что в маленьком теле Леона Корледо живут две души - человеческая, и волчья. И что единственным лекарством от жуткого проклятия оборотня может быть лишь всепоглощающая любовь, сначала родительская, а потом и девичья. После этого, дон Корледо установил в спальне приемного сына мощные железные решетки на окнах, и стал любить его в разы сильнее, что, вроде бы, излечило мальчика, превратившегося со временем в статного и красивого юношу. Вскоре этот юноша отправился в близлежащий городок устраивать свою жизнь, где нашел работу на винарне дона Фернандо, попутно закрутив роман с его симпатичной дочкой. Дочка, впрочем, была помолвлена с богатым доном Энрике, но молодых людей это мало волновало, ведь они были страстно влюблены друг в друга. Вскоре, впрочем, эта любовь подверглась серьезным испытаниям, так как застарелая "болезнь" Леона вновь активизировалась, и в городе стали появляться человеческие трупы. Даже искренняя и чистая любовь Кристины Фернандо не смогла изгнать животную сущность Леона, поэтому его приемный отец был вынужден прибегнуть к последнему средству - серебряной пуле...

Как видим, эта история мало напоминает стандартный фильм ужасов про оборотня, а является скорее романтической мелодрамой с элементами ужасов. Да что там говорить, только преамбула с бродягой и несчастной немой девушкой идет где-то минут тридцать, а повзрослевшего Леона мы не видим раньше часовой отметки! Вся эта информация, впрочем, исключительно важна для восприятия последних тридцати минут ленты, в которых мы наблюдаем страдания несчастного Леона, буквально разрываемого изнутри его животным существом, которому он не может противостоять самостоятельно. Будущая суперзвезда Оливер Рид в этой роли просто великолепен, и с моей точки зрения он является одним из лучших актеров, исполнивших роль оборотня. Отлично играют своих персонажей и остальные актеры этого фильма, среди которых оказалось немало людей, отметившихся в "бондиане". К примеру, Desmond Llewellyn, который исполнил роль Q во многих фильмах про Бонда, здесь играет небольшую роль дворецкого (он даже не отмечен в титрах). Anthony Dawson, сыгравший жестокого маркиза, исполнил роль злодея в первом фильме бондианы, "Dr. No" (1962), а также небольшие роли в "From Russia With Love" (1963) и "Thunderball" (1965). В небольшой роли мэра в этой картине засветился и будущий "голос Уоллеса" Peter Sallis, сейчас наиболее известный по своей работе над озвучкой анимационного сериала "Wallace and Gromit".

Помимо великолепных актерских работ, здесь мы можем наблюдать замечательную работу оператора и отличную режиссуру хаммеровского ветерана Теренса Фишера, сделавшего свой фильм довольно серьезным и исключительно романтичным одновременно. В этом ему помогает талантливая музыка Бенджамина Франкеля (Benjamin Frankel), грамотно оттеняющая как романтические, так и напряженные моменты. Но особо выделяет эту ленту из других историй про оборотня грим чудовища, созданный Роем Эштоном (Roy Ashton). В отличие от вольфмэна Universal, практически полностью покрытого шерстью, оборотень в этой ленте лишь наполовину "волк", поэтому его лицо намного более "очеловечено", и, помимо небольшой шерсти, на нем лишь акцентированы лобные доли, да добавлены небольшие клыки, сочащиеся кровью. Внешний вид такого оборотня получился исключительно эффектным, и больше ни в одном фильме не использовался. Практически впервые здесь применили и эффект разбрызгиваемой крови при попадании пули, который стал общим местом в фильмах лишь в начале семидесятых, популяризированный Сэмом Пекинпой в его "Дикой Банде" (Sam Peckinpah's "The Wild Bunch", 1969).

"Проклятье Оборотня" не просто классический, но во многом уникальный фильм, который должен быть в коллекции любого уважающего себя поклонника кино, причем, не только жанрового. В этой ленте Теренс Фишер прыгнул выше головы, а потрясающий перформанс Оливера Рида достоин Оскара. Очень рекомендую!