Короткий рассказ мастера "космического хоррора" Говарда Филипса Лавкрафта (Howard Phillips Lovecraft) 1927-го года под названием "The Colour Out of Space" стал не только самым любимым рассказом самого писателя, но и одним из наиболее известных его литературных творений, породивших со временем массу экранизаций и подражаний. Не удержался от которой и другой "мастер ужасов", Стивен Кинг (Stephen King), честно признавшийся, что его книга 1987-го года "The Tommyknockers" была "очень сильно инспирирована" рассказом Лавкрафта. И если даже столь известный и талантливый литератор как Кинг "воровал у мастодонтов", то чего уж говорить о писателях меньшего масштаба и известности, вроде британского автора Брайана Алдиса (Brian Wilson Aldiss), переписавшего, по сути, историю Лавкрафта "своими словами" в рассказе "The Saliva Tree", за который он, кстати, в 1965-м году еще и "Небулу" (Nebula award) отхватил. Что же касается киношников, то они начали снимать официальные и неофициальные экранизации как только тексты Лавкрафта стали "общественным достоянием", а по иному говоря - попали в public domain. Первой из таких "экранизаций по мотивам" стал фильм 1965-го года с Борисом Карловым (Boris Karloff) "Die, Monster, Die!" (1965), который был прохладно встречен критикой и зрителями. Затем последовали французский телевизионный фильм 1983-го года "La Couleur de L'abime", перенесенная в американскую глубинку восьмидесятых киноадаптация "The Curse" (1987), перенесенная в итальянскую глубинку низкобюджетная (сто тысяч долларов) трэш-адаптация с Дебби Рошон (Debbie Rochon) "Colour from the Dark" (2008), немецкоязычная и частично черно-белая киноадаптация "Die Farbe" (2010), и вот теперь новый "фильм-comeback" автора культовых "Железяк" ("Hardware", 1990) Ричарда Стэнли.
   Который не снимал "полный метр", если кто не помнит, уже больше двадцати лет, со времен своего скандального увольнения с многострадального проекта "The Island of Dr. Moreau" (1996). Все это время Ричард, разумеется, не бомжевал, пописывая сценарии и снимая документалки и короткий метр, но "большое кино", вы же понимаете, совсем другая сфера и другой масштаб. И вернуться туда он захотел с трилогией по произведениям Лавкрафта, первым фильмом которой должна была стать адаптация "The Colour Out of Space". С этой идеей и набросками сценария он начал ходить по продюсерам еще в 2011-м году, но те упорно не хотели давать ему денег, пока в середине 2015-го он не заручился поддержкой жанровой продюсерской конторы Элайджи Вуда (Elijah Wood) SpectreVision, объявившей о начале работы над проектом, съемки которого должны были начаться весной 2016-го. После чего наступила тишина... Которую неожиданно прервал через три года во время своего пресс-тура, посвященного выходу "Mandy" (2018), продюсер SpectreVision Джош Си Воллер (Josh C. Waller), заявивший о том, что они уже подписали Ника Кейджа на главную роль и что съемки начнутся в начале 2019-го. И на этот раз они действительно начались, в недорогой Португалии.
   Которая вполне неплохо справилась с задачей "подменить собой" Массачусетс (Massachusetts) с выдуманным Лавкрафтом городом Аркхэмом (Arkham), в окрестностях которого и происходят события этой ленты, хорошо знакомые всем, кто читал оригинальный рассказ. На задний двор небольшого фермерского хозяйства Гарднеров падает метеорит, излучающий "неземные" цвета и резкий неприятный запах. Обитатели фермы, разумеется, в лице четы Гарднеров с двумя сыновьями и дочкой (в оригинальном рассказе было три сына) во время падения метеорита сильно перепугались, но следующей ночью в "космического пришельца" во время сильной грозы ударило несколько молний и утром он "самоликвидировался", оставив после себя глубокую яму. А потом начались странности. Окружающая растительность расцвела неземными красками, а техника начала глючить. Да и жившие на ферме люди с животными тоже почувствовали на себе влияние "космического гостя", который все больше и больше завладевал их умами и телами. Пока не наступила трагическая развязка.
   Хорошо известно, что прозу Лавкрафта, из-за ее литературных и "описательных" особенностей, очень трудно экранизировать, и действительно хороших экранизаций писателя немного. Поэтому лично мне особенно приятно констатировать, что новая версия "Цвета Из Иных Миров" действительно "получилась", и в ленте действительно "много Лавкрафта". Конечно, некоторые вещи авторам пришлось изменить и "осовременить", потому что события оригинального рассказа происходят в конце девятнадцатого века, а события фильма в наше, с его широкоформатными телевизорами, Интернетом, сотовыми телефонами и компьютерами. Но сама атмосфера, как говорится, сам "дух и буква" Лавкрафта остались нетронутыми, и с помощью современных цифровых эффектов у авторов ленты действительно получилось адекватно перенести на экран оригинальную задумку писателя, который в своем рассказе хотел создать пришельца, по-настоящему не похожего ни на что земное. Именно поэтому я сильно удивлен, что кинематографисты действительно хорошо справились с грандиозной задачей передать на экране то, что словами передать нельзя, потому что в нашем словаре нет слов, которые смогли бы адекватно описать увиденное героями "Цвета". А увидели они как поистине прекрасные, так и действительно ужасные картины.
   Разумеется, костяк такой истории в ее визуальной реализации, с чем Ричард Стэнли прекрасно справился, активно применяя стэдикам и затейливое освещение с компьютерной пост-обработкой. Но еще очень важны в таких камерных семейных историях актеры, и с кастингом на этом проекте все в полном порядке, - актеры, включая молодых, играют великолепно, и даже "главная звезда" ленты Николас Кейдж смог удержаться от своих "фирменных кейджизмов", которые нет нет да и проскакивали в моментально ставшей культом "Мэнди". С которой эту картину роднят не только продюсеры (среди них, кстати, затесался и совладелец "культового" видеоиздателя Severin Films и режиссер "Чумного Города" Дэвид Грегори ("Plague Town", 2008, David Gregory)), но и "психоделические" эпизоды с "неземными цветами" под атмосферную synthwave музыку, которая идеально ложится на подобного рода кадры. В отличие от "Мэнди", впрочем, создатели "Цветов" не делают попытки "перевосьмидесятить восьмидесятые", поэтому картина смотрится вполне современно, и выше обозначенные моменты используются в ней лишь как стилистический прием, а не хитрый "мета концепт". Единственное, по сути, к чему я могу придраться, так это к хронометражу. 111 минут для такого фильма и такой простой, на самом деле, истории, - много, и Ричарду надо было бы подрезать первый и третий акт ленты, которая в ее сегодняшнем виде выглядит немного затянутой, что, впрочем, не портит общего впечатления от просмотра.
   Моментальным культом, как "Мэнди", она, конечно, не станет, но если ее коммерческие показатели, которые пока что, кстати, слабые (меньше семи ста тысяч в ограниченном прокате на 80-ти экранах в Штатах при бюджете в 6 миллионов и ограниченный прокат на нескольких других территориях, включая Россию, где лента идет одним "ночным" сеансом в сети "Синема Парк"), удовлетворят продюсеров, то мечта Ричарда Стэнли о "Лавкрафт-трилогии" вполне может осуществиться. Но даже если нет, то его версия "Цвета Из Иных Миров" останется одной из самых качественных и "правильных" экранизаций Лавкрафта, что и само по себе уже достижение!