"Дачная Лихорадка", как лично я бы перевел название фильма, стала одной из независимых сенсаций кинорынка на международном фестивале в Торонто 2002-го года, когда за права на дистрибуцию картины боролись аж девять студий, в результате чего пальму первенства у конкурентов перехватил канадский "независимый мэйджор" Lions Gate, не только выкупивший у авторов права за неназванную семизначную сумму (на данный момент для студии это самое дорогое приобретение), но и обязавшийся вложить немалые деньги в "раскрутку" и широкий прокат картины. Результатом этого контракта стал двенадцатимиллионный рекламный бюджет, две с небольшим тысячи экранов на территории Штатов и дебют ленты на третьем месте первого прокатного уикэнда (Сентябрь 12-14) с восемью с половиной миллионами долларов "в кармане". Общий же результат североамериканского проката остановился на отметке в двадцать один миллион, что весьма и весьма неплохо, учитывая смехотворную стоимость фильма - полтора миллиона долларов (имеется ввиду, конечно, производственный бюджет, ибо для Lions Gate фильм стоил в десятки раз дороже). Чем же так поразила кинодистрибьюторов эта лента, что за нее разгорелась такая нешуточная борьба? Вероятнее всего, эта ситуация связана с общим подъемом жанрового кино в Америке, которое при своей относительной дешевизне, потенциально способно приносить (и некоторые фильмы вовсю приносят) сотни процентов прибыли, при этом не требуя от студий серьезных рисков "погореть" на дорогущем блокбастере с двадцатимиллионными "звездами". Все, что нужно для успешного проката жанрового кино - это грамотный маркетинг и некая тема, которая может "зацепить" потенциального зрителя. В данном случае такой "темой", очевидно, явился черно-ироничный юмор создателей вперемешку с откровенными отсылками к шедевру Сэма Рэйми "Зловещие Мертвецы". Вторых "Зловещих", правда, не получилось, но очевидный энтузиазм Эли Рота подкупает...

Группа из пяти школьных приятелей решила провести теплую осеннюю недельку в "домике в деревне", вдали от шумного города и суеты предстоящей учебы. Место для своего "отдохновения" они выбрали тихое - небольшой деревянный домик в лесу, рядом с которым было только озеро и ни души вокруг - только тихий осенний лес, настраивающий на романтический лад. Но не только романтика и милые белочки обитали в этом лесу... Не прошло и нескольких часов после прибытия друзей на место, как один из них, бродя по лесу и развлекаясь отстрелом белок (без особого, правда, успеха), наткнулся на покрытого безобразными кровоточащими язвами мужика, сиплым голосом просившего о помощи. Перепугавшись, парень убежал оттуда, не сказав ничего друзьям, но вечером мужик добрался до их домика, и тогда приятелям пришлось применить радикальные меры, в результате которых серьезно пострадали их джип и несчастный язвенник - "мальчики" его попросту подожгли... Данный неприятный инцидент стал отправной точкой дальнейших событий, которые развивались со все нарастающей быстротой. Очевидно, что ночной визитер был болен какой-то страшной болезнью, и на беду для тинейджеров, его обгорелый труп оказался в водозаборе, труба из которого тянулась прямиком к их домику. Первой заболела Карен, начав стремительно гнить заживо, и очень скоро бывшие друзья стали выживать поодиночке...

Небольшой домик, несколько молодых людей, сломанная машина, голый осенний лес вокруг, и большая, ОЧЕНЬ большая проблема... Ничего не напоминает? Конечно же, это базовая фабула "Зловещих Мертвецов", из которой убрали, собственно, самих мертвецов, заменив их не менее зловещим вирусом. И понеслась... (далее очень хотелось спошлить, но я удержался ;)). Плюс, для разнообразия, в общий котел еще подкинули местных жителей-реднеков, которые были в курсе существования смертельного вируса, но предпочитали решать эту проблему "по тихому, по свойски". Сходство с "Мертвецами" особенно очевидно еще и тем, что авторы, наряду с весьма серьезными и неприятными моментами, запихнули в фильм кучу черного юмора и молодежных хохм, что в конечном итоге наверняка смутит зрителя, не понимающего как воспринимать ленту - то ли как "серьезное" кино с большим количеством черного юмора, то ли как откровенное пародийное "стебалово", но, почему-то, с изрядной долей серьезных и мрачных моментов. Получилось несколько неопределенно и расплывчато, что с моей точки зрения нельзя назвать плюсом, ибо зритель все-таки должен чувствовать задумку авторов, а раз определенно почувствовать, склонившись в пользу той или иной версии, довольно сложно, то велика вероятность того, что никаких особых задумок у авторов и не было - и люди просто снимали "как бог на душу положит". Видимо, в данном случае мы имеем дело именно с таким кино :)

Что неудивительно, зная "творческий путь" Эли Рота, успевшего засветиться как актер в паре недавних "шедевров" знаменитой на весь мир трэш-студии TROMA - "Terror Firmer (1999)" и "Citizen Toxie: The Toxic Avenger IV (2000)", а также поработавшего в разных ипостасях (в основном технически-обслуживающего свойства) как над независимыми, так и над некоторыми коммерческими проектами. Наши прокатчики рекламируют "Лихорадку" как "фильм ужасов в лучших традициях Дэвида Линча" (нисколько не смущаясь тем фактом, что Линч никогда никаких ужасов не снимал :)), но если брать в качестве "лучших традиций" музыку "штатного" линчевского композитора Анджело Бадаламенти (Angelo Badalamenti), то да, немного оных "традиций" тут есть, но объясняются все очень просто - Эли Рот в течение шести лет работал с Линчем и Бадаламенти над неким бродвейским проектом, и видимо он просто попросил "по дружбе" написать Анжело пару мелодий, что мэтр сделать не отказался :). Помимо музыки Бадаламенти, над лентой работали и другие "звезды" жанрового кино - студия грима и спецэффектов K.N.B. EFX. Group, которая, в частности, начала свою легендарную карьеру с работы над "Зловещими Мертвецами 2", так что им, как говорится, поучаствовать в съемках "Лихорадки" "сам бог велел". Велел им, естественно, не бог, а режиссер Эли Рот, который для реализации впечатляющего по своей отталкивающей натуралистичности грима прозорливо обратился к лучшим из лучших.

Многое в этом фильме сделано грамотно и "с душой" - молодые актеры неплохо играют, оператор все это дело отлично снимает, тревожным фоном звучит хорошая музыка, а специальный грим натуралистичен до отвращения, но... как всегда, есть одно "но", без него в дебютах не бывает (конечно, иногда бывает и без "но", но очень редко :)). Середина фильма затянута, и это при стандартных полутора часах хронометража. Сделать бы картину чуть более динамичной и убрать жанровую неопределенность - и цены бы фильму не было, но нет, господин Рот не "дотянул", хотя эти недостатки всецело можно списать на недостаточность опыта в дебютной постановке. Хотя справедливости ради надо отметить, что как полнометражный дебют сам по себе, фильм весьма сильный и показывает серьезный "жанровый потенциал" его создателя, не свернул бы только Эли на "кривую дорожку" большого шоу-бизнеса, забросив жанровый кинематограф. Хотя, как показывает практика на примере того же Рэйми или Питера Джексона, подобные приобретения "независимых талантов" не проходят для Голливуда даром, и у одного мы имеем "бюджетно-отвязную" "Армию Тьмы", а у другого замечательных "Страшил", так что, возможно, господин Рот не растворится полностью в больших бюджетах и порадует зрителя каким-нибудь экстравагантным кинохулиганским поступком в лучших традициях вышеперечисленных персон. Смотреть "Лихорадку" можно порекомендовать поклонникам жанрового кино с большой долей черного юмора и многочисленной "молодежной аудитории", чтобы потихоньку приобщались... ;)