Молодую ученую эпидемиолога Анну Федорову аккурат во время празднования очередного перестроечного нового года срочно вызывают на Кольскую сверхглубокую скважину для забора образцов у заболевших там какой-то неизвестной болезнью людей. Прибыв туда на вертолете в составе небольшой группы спецназа под руководством полковника ГРУ, Анна становится свидетелем самоподрыва одного из работавших на станции ученых, после чего спускается на глубину шести тысяч метров вместе с начальником станции, который саботирует работу команды. И вскоре Анна понимает почему...
   Ну, потому что демоны из Ада, епт, и все дела! Но на самом деле нет ;), ибо авторы картины решили не "в лоб" экранизировать появившуюся в конце восьмидесятых "городскую легенду" о вполне реальной, надо сказать, скважине, под названием "колодец в Ад", а "наукообразно" ее обработать, хотя настоящей наукой, если уж совсем по-чеснаку, в картине и не пахнет. Потому что по фильму Кольская сверхглубокая это секретный подземный комплекс аж с двумя масштабными уровнями - "отсеком для отдыха" на глубине шести тысяч метров, и научным отсеком на глубине двенадцати тысяч, в то время как параметры реальной скважины, которая до сих пор, кстати, является самой глубокой в мире (12 262 метра), совсем другие. Диаметр ее верхней части — 92 см., а диаметр нижней — 21,5 см., что очевидно исключает возможность проникновения в ее глубь не только целого отряда спецназовцев, но даже одного человека. Да и чисто физически люди не смогут выжить на таких глубинах из-за давления и температуры, хотя о последней в картине сказано все правильно - на глубине 12 тысяч метров температура составляет чуть больше 200 градусов цельсия, при которых главная героиня в одном из "героических" эпизодов разгуливает без защитного костюма в свитерочке и с распущенными волосами, которые моментально, по идее, должны бы были вспыхнуть. Но это уже условности кино, я понимаю, хотя смотрится этот момент все равно исключительно нелепо и сверхнереалистично, на контрасте с первыми двумя актами, которые пытались играть на поле условной "реальности".
   И в которых есть действительно качественный саспенс на уровне лучших образчиков фильмов "про неизвестное", многими из которых создатели явно вдохновлялись. Из очевидного - "Resident Evil" (2002) и "Event Horizon" (1997) Пола Андерсона (Paul W.S. Anderson) в плане проникновения и исследования секретного подземного объекта, а также "The Thing" (1982) Карпентера (John Carpenter) в плане дизайна монстра. Реализация которого, кстати, как и пластический грим со спецэффектами оказались на высоте. К технической части постановки вообще вопросов нет - снята картина действительно классно, с отличной работой гримеров, декораторов и большей части актеров, но по части творческой вопросы есть, и я сейчас их задам. Например, мне непонятно зачем нужно было миксовать реальную науку и откровенную дичь в пространстве единого фильма, когда с таким же успехом можно было бы снять "просто фильм" о неком подземном объекте, к которому придирок тогда вообще бы не было. А тут взяли реально существующую советскую скважину с известными ТТХ и наворотили про нее черт знает что, и это очевидно будет даже школьникам начальных классов. Например, способ погружения людей на глубину 6 и 12 тысяч метров. Способ этот очевидный - лифт, окей, но помимо лифта есть еще и параллельная шахта для спуска пешкодралом!!! Вы это себе вообще представляете?! Пешочком неторопливо спускаться под землю на шесть километров, а потом еще на шесть, если нужно достигнуть научного модуля. А подниматься пешочком? ... ;) В фильме же этот фокус кое-кто из персонажей проделал, и никто там даже усом не повел.
   Второй вопрос у меня связан с выбором актрисы на главную роль. Сербка Милена Радулович, конечно, девушка милая, и даже специально выучила ради этого проекта русский на очень хорошем уровне, но пардон, неужели вот прямо кровь из носу в кадре требовалась иностранка? В фильме специально есть линия выяснения бравым солдатиком откуда такой акцент у героини, и в итоге выясняется, что Анна югославка, но опять же, пардон, как югославская ученая живущая и работающая в СССР получила необходимый уровень доступа на сверхсекретный объект? Что, советских ученых соответствующего профиля вот прямо не нашлось для этого? Ну бред же, который отрабатывается тут, что называется, на голубом глазу. Вообще, мне эта мода последнего времени приглашать в российские проекты сербов непонятна. Милош Бикович, Милена Радулович ... Их имена такие "звездные" что они своим проектам кассу, что ли, сделают? Сомневаюсь, и плавно перехожу к третьему вопросу к режиссеру.
   Господин Сюхин, а Вы не пробовали посидеть в монтажной чуть дольше и сократить свой фильм хотя бы минут на 13, что соответствовало бы его "псевдоадской" тематике? Хотя даже 100 минут для "Кольской Сверхглубокой" был бы перебор, потому что лента отлично стартует и прекрасно держит темп в первых двух актах, но затем безбожно (безБОЖНО, да! ;)) проваливает его в откровенно затянутом третьем, где у некоторых персонажей проявляются совсем уж запредельно дикие мотивации, а некоторые вдруг резко "перековываются" и начинают геройствовать, "спасая человечество". Посмотрев фильмографию режиссера, впрочем, я понял отчего картина затянута. Потому что до этой ленты Арсений снимал исключительно короткометражки, и "Кольская Сверхглубокая" - его полнометражный дебют. И я не хочу сказать, что все, кто до этого снимал короткометражки, проваливают потом свой полный метр, вовсе нет, но в данном конкретном случае "молодой режиссер" явно угодил в ловушку собственных амбиций, мол, "в коротком метре у меня было меньше возможностей, так на полном метре я оттянусь по полной". И "оттянулся", потеряв, в итоге, темп и добавив еще больше жанровых клише.
   Если бы не очевидный провал третьего акта картину вполне можно было бы оценить на пятерку, потому что в плане "жанрового дистиллята" в первых двух актах она выдержана очень хорошо и все технические моменты исполнены в ней тоже на хорошем уровне. Но третий акт все портит, в итоге смазывая впечатления от всей ленты. Поэтому "четыре" за старания. Если Арсений учтет все ошибки и будет и дальше снимать подобное кино, то на нашем киногоризонте может зажечься яркая жанровая звезда. Первый проект которой вполне можно сейчас посмотреть в кино, ради поддержки отечественного производителя и прокатчика.