Отработав в итальянской киноиндустрии в разных ипостасях более сорока лет и имея за плечами аж 60 режиссерских работ, к началу девяностых годов прошлого века легендарный "grandfather of gore" Лючио Фульчи (Lucio Fulci) подошел в плачевной творческой и физической форме, что заметил на одном из фестивалей (на Rome Fanta Festival в 1994-м году, если быть точным) его давний "конкурент по жанру" Дарио Ардженто (Dario Argento), предложивший престарелому маэстро профинансировать любой его проект, на выбор. Изначально Фульчи планировал сделать очередную адаптацию "Мумии" ("The Mummy", 1932), но с ней у него не заладилось и тогда он пожелал снять европейский ремейк американской хоррор классики с Винсентом Прайсом (Vincent Price) "House of Wax" (1953). А чтобы у кинематографистов не возникло проблем с держателем копирайта Warner Bros., официально они заявили, что базируют свой фильм на коротком рассказе Гастона Леру (Gaston Louis Alfred Leroux) "The Waxwork Museum". Написав сценарий совместно с Даниэле Строппа (Daniele Stroppa), Фульчи хотел снять атмосферную костюмную ленту, в то время как Ардженто требовал от него побольше крови, что выливалось в бурные дискуссии двух классиков, оборвавшиеся со смертью Фульчи в марте 1996-го из-за затянувшегося по вине Дарио, который заканчивал тогда свой "Синдром Стендаля" ("The Stendhal Syndrome", 1996), периода пре-продакшена. Неожиданно оставшись без режиссера, но желая довести этот проект до конца, посвятив его Фульчи, Ардженто предложил сесть в режиссерское кресло специалисту по практическим эффектам и аниматронике Серджио Стивалетти, с которым он плодотворно сотрудничал с середины восьмидесятых. Серджио на тот момент уже давно хотел попробовать себя на режиссерском поприще, поэтому отказываться от столь заманчивого предложения не стал и "принял вызов", доработав сценарий под собственные интересы в области спецэффектов.
   В итоге у него получилась следующая история: в Париже начала двадцатого века происходит жестокое двойное убийство, свидетелем которого стала маленькая девочка, видевшая как из груди ее отца незнакомец с железной рукой вырвал сердце. С тех пор прошло 12 лет, и эта девочка превратилась в привлекательную молодую девушку, устроившуюся на работу костюмершей в готовящийся к открытию музей восковых фигур, "фишкой" которого были сверхнатуралистичные сцены насилия. Однажды туда "на спор" пробрался молодой человек, которого наутро нашли умершим от разрыва сердца, чем заинтересовалась сначала местная полиция, а потом и пронырливый репортер, начавший активно "копать" это дело, и докопавшийся в итоге до страшной причины сверхнатуралистичности музейных экспонатов.
   Что это за причина, я думаю, и так все знают, ибо данный сюжет был экранизирован бессчётное количество раз, и именно в сюжет Фульчи и компания ничего нового не привнесли. Да и вообще, уж если говорить на чистоту, то жанровое итальянское кино, за исключением, пожалуй что, "джиалло", своими сюжетами и логикой повествования никогда не славилось, всегда беря другими вещами. Например атмосферой, музыкой и кинематографией. Ну и "практическими" спецэффектами, разумеется, в чем Серджио Стивалетти как раз и был докой. И этот свой талант он постарался тут продемонстрировать на полную катушку, с переменным, впрочем, успехом. Потому что на миллион с небольшим (1.25 миллиона, если верить Variety) американских долларов даже в Италии во второй половине девяностых уже было не разгуляться, и на многих вещах ему очевидно пришлось экономить, в результате чего под конец он умудрился снять смехотворную в своей топорной нелепости сцену, которую я называю "Терминатор на минималках". Ну и зачем было пихать в ленту еще более топорную и сверхдешевую компьютерную графику мне тоже непонятно, ведь раньше все прекрасно без нее справлялись, а выглядит она, скажем прямо, очень паршиво. Зато "костюмная" составляющая фильма очень хорошая, и "Восковая Маска" местами смотрится как "проапгрейженный итальянскими сиськами и кровью Hammer" со стильной кинематографией Серджио Сальвати (Sergio Salvati), снявшего, помимо прочего, шедевр Фульчи "Zombi 2" (1979).
   На этом, впрочем, достоинства картины заканчиваются, потому что в целом фильм смотрится "так себе". Во-первых, буквально сразу же бросается в глаза плохая работа Серджио с актерами, из которых только Робер Оссейн хорош в роли владельца музея Бориса Волкова, в то время как все остальные артисты откровенно маются от недостатка режиссерского внимания. Понятно, что господину Стивалетти было гораздо интересней управляться с куклами и снимать кровавые сцены, но ведь работа режиссера заключается не только и не столько в этом, и с "актерской" ее частью он явно не справился. Во-вторых, довольно слабый сценарий с отсутствующей логикой и откровенно натянутой концовкой тоже не дает картине "выстрелить", затягивая ее в пучину маловразумительных диалогов и вялотекущего действия с редкими кровавыми всполохами "спецэффектов" и откровенного перебора по части слабо мотивированной демонстрации сисек. Которые, конечно, дело хорошее, но исключительно в контексте истории, а не сами по себе, как в этом фильме, где они присутствуют лишь для того, "чтобы были". Ну и в-третьих, у Стивалетти просто нету стиля, благодаря чему его лента выглядит как сотканное из различных кусков полотно, соединенное белыми нитками "спецэффектов". Посмотреть "Восковую Маску", естественно, нужно, хотя бы ради уморительного "косплея Терминатора", но сверхожидания оставьте у порога...