После международного успеха "Безумного Макса" ("Mad Max", 1979) все наперебой кинулись снимать "постапокалипсис", включая, разумеется, и Кормана (Roger Corman), который выделил продюсерам этой картины часть бюджета взамен на право прокатывать ее на территории Штатов.
   В недалеком будущем нефть стала таким дефицитом, что из-за нее начались кровавые войны, приведшие к уничтожению огромного количества людей. Большинство выживших в Третьей Мировой влачили жалкое существование, но были и такие, кто чувствовал себя неплохо. Например, полковник Стрэйкер, "кошмаривший" на своем бронированном траке с бандой отморозков мирное население пустоши, которое ничего не могло противопоставить вооруженным до зубов бандитам. Однако на любую хитрую жопу, как говорится, найдется свой болт с резьбой, и таким "болтом" для банды Стрэйкера стал "выживальщик" Хантер, который уничтожил, в итоге, его маленькую империю на колесах. Как, впрочем, и его самого, освободив, хотя бы на время, местных поселенцев от кровавой тирании.
   Снятая в Новой Зеландии за миллион новозеландских долларов (примерно 830 тысяч тогдашних американских долларов или, с учетом инфляции, четыре с половиной миллиона современных), эта лента стала очередным клоном "Мэд Макса", вплоть до многих деталей, но клоном качественным, с хорошим экшеном и неплохими актерами. Ее режиссер и ко-сценарист Харли Коклис, впрочем, отрицает всем очевидное влияние фильма Джорджа Миллера (George Miller) на "BattleTruck" (оригинальное название ленты), утверждая, что идея пришла к нему во время нефтяного кризиса середины семидесятых годов, во время которого он наблюдал перемещения громадных бензиновых траков по дорогам Америки. Нет, идея то, может, и пришла к нему тогда, но фильм у него в итоге получился "стопроцентно мэдмаксным" :) Только вместо быстрой тачки у главного героя футуристический мотоцикл, а масштаб всей постановки пожиже - в картине Харли Коклиса всего четыре моторизованных девайса (мотоцикл главгероя, реально впечатляющий "BattleTruck" злодея, и две небольшие машинки "на подхвате"), в то время как в фильме Миллера машин очень много, особенно во второй части, которую снимали параллельно с этой лентой. В прокате Штатов, впрочем, "Вожди 21-го Века" пошли первыми (в апреле, а второй "Мэд Макс" в конце мая), что наверняка спасло фильм от коммерческого провала, потому что если бы он вышел после второй части "Безумного Макса", то совершенно точно бы денег не собрал. А так, в прокате Штатов картина заработала три миллиона, нагрев карман Кормана как минимум на миллиончик ;) "Mad Max 2" (a.k.a. "The Road Warrior" в американском прокате), правда, заработал там почти 24 миллиона, - как говорится, почувствуйте разницу, но там и масштаб был другой, и сиквел многие ждали (даже несмотря на то, что первый фильм в американском прокате прошел без особых рекордов, но к выходу сиквела набрал себе лояльную аудиторию кабельными показами), и шел он на гораздо большем количестве экранов благодаря усилиям мейджора Warner Bros., с которым скромная New World Pictures Роджера тягаться, конечно, не могла.
   Но вернемся к самому фильму. По сути, это "классический постапокалипсис", со всеми его расхожими сюжетными ходами и штампами. Со злодейским злодеем, в отличном исполнении фактурного Джеймса Вэйнрайта, и геройским героем-одиночкой, в роль которого неплохо вписался Майкл Бек. С кровожадными бандитами-отморозками, убивающими, грабящими и насилующими, и "закошмаренными" мирными жителями, которым просто был нужен свой лидер, чтобы начать сопротивляться беспределу. Ну и конечно же с упадком цивилизации, ржавыми машинами, собранными на коленке "из говна и палок", и бензином (дизелем) в качестве самой большой ценности "нового мира". Все это мы уже неоднократно видели в других клонах "Мэд Макса", но здесь это все подается вполне убедительно и самое главное качественно - с отличными съемками (особенно хороши вертолетные кадры), хорошим экшеном и крутыми трюками. Не такими крутыми, естественно, как во втором "Мэд Максе", но очень и очень достойными. Вообще, у кинематографистов получилось снять реально крутое кино за очень небольшие, особенно по сравнению с сегодняшними бюджетами, деньги, и без халтуры. Халтуры тут нет ни в творческой, ни в технической части, и хорошо видно, что вся съемочная группа реально старалась выдать максимально качественный продукт за отведенное им время и деньги. А некоторые люди, поработавшие над этим фильмом, впоследствии сделали головокружительную карьеру. Например, "boom operator" (чувак, который держит на длинной "удочке" микрофон над головами актеров) Ли Тамахори (Lee Tamahori) в итоге дорос до голливудского режиссера "категории А" снявшего, помимо прочего, одну из серий "бондианы" ("Die Another Day", 2002), а оператор ленты Крис Менгес (Chris Menges) впоследствии стал одним из самых уважаемых и титулованных в своей профессии (одних только Оскаров у него сразу два, и две номинации, а количество его прочих наград и номинаций исчисляется десятками). Да и режиссер картины Харли Коклис тоже не ударил в грязь лицом, хорошо поработав и с актерами, и с трюкачами, и со спецэффектщиками, и единственное во всем фильме, к чему я могу придраться, так это небольшое "провисание" в его середине, где взятый изначально темп чутка сбавляет оборот. Но потом вновь "налегает", в результате чего картина смотрится почти на одном дыхании, а некоторые ее моменты действительно впечатляют.
   Посмотреть "Вождей 21-го Века" я рекомендую всем без исключения поклонниками ударного экшен кино и крепкого "постапокалипсиса", потому что картина действительно отлично сделана и хорошо развлекает. Конечно, в ней нет оригинальности, но все необходимые жанру компоненты замешаны тут в правильных пропорциях и поэтому смотрится фильм с интересом.