В жанровой киноиндустрии период конца девяностых годов прошлого века и начала нулевых века нынешнего ознаменовался ростом интереса к продукции японских киноделов. Но так как американский зритель не любит смотреть чужие фильмы, а только исключительно свои, то истории про мёртвых девочек, вылезающих из телевизоров, приходили на рынок Штатов в виде ремейков. При этом снятых, зачастую, авторами оригинальных лент, которые показывали пучеглазым гайдзинам как у них на родине снимают фильмы ужасов. А поднабравшиеся восточных мудростей голливудские киношники довольно быстро рассудили, что раз эта тема стала так популярна, то надо снять свой собственный j-horror с блэк дж..., простите, саспенсом и мистикой ;).

Однако сказать легко, а сделать — уже не очень. В итоге, прежде чем этот проект обрёл свою окончательную форму, над ним, по слухам, успело потрудиться аж 10 сценаристов. В первоначальном сценарии рассказывалось как группа студентов внезапно обнаружила, что всем миром на самом деле управляет раса биомеханических роботов, которая использует население в качестве ходячих мешков с запчастями. Контроль над обществом жалких людишек осуществляется ими с помощью манипуляций записями и воспоминаниями. Но то ли продюсерам показалось, что подобный сюжет это уж слишком, то ли они не нашли способ реализовать этот сценарий в рамках доступного им бюджета (примерно 17 миллионов), но в итоге от первоначального варианта в фильме остались лишь персонажи студентов, да и то в сильно изменённом виде. А в ходе многочисленных дописываний и переписываний сценария в нём временами появлялись даже пришельцы, на зависть "Секретным материалам" ("The X-Files" series, 1993–2002) похищавшие детишек для всеразличных опытов.

Когда же буйство сценарной фантазии немного поутихло, то дело устаканилось на истории о студентке психологического факультета Джулии Ланд, которая однажды понимает, что ночные кошмары, мучавшие её и некоторых её друзей в детстве, никуда не исчезли, а лишь затаились, чтобы вернуться вновь. Только теперь они, похоже, обрели материальное воплощение в виде жутких монстров, обитающих во тьме.

Этот последний вариант, как мне думается, — самый интересный. Он подкупает своей простотой и в то же время обладает достаточным потенциалом для игры на такой распространённой фобии, как страх темноты. Да и сама идея о монстрах, которые каким-то образом появляются из тени и не могут существовать на свету, выглядит довольно оригинально. По крайней мере, она значительно лучше промежуточных набросков, к каждому из которых можно найти по 2–3 других фильма, в которых подобные задумки были показаны ранее.

К сожалению, весь этот чад кутежа со сценарием не прошёл бесследно, так как всё намекает на то, что именно в нём заключён корень основных, но, впрочем, не фатальных, проблем фильма. Первое, что сразу хочется отметить, — картина представляет собой некую смесь жанровых направлений, в которой типичные черты молодёжных ужастиков, вроде чисто комических персонажей и черноюморных шуточек, сочетаются с атмосферой и неторопливой динамикой, характерными в большей степени для азиатских фильмов ужасов. И дело тут даже не в том, что шутки получились несмешными, наоборот, сами по себе они довольно забавные, просто в подобной ленте они не совсем к месту. Такие шутки обычно предназначаются для снятия излишнего напряжения и хорошо работают в фильмах вроде "Я знаю, что вы сделали..." ("I Know What You Did Last Summer", 1997) и "Крик" ("Scream", 1998), которые изначально позиционируются как безбашенное и отвязное зрелище, но в более серьёзных лентах, вроде этой, они выглядят чужеродно. Думаю, ее авторы так до конца и не определились, какое именно кино они хотели снять.

Второй момент — это наличие странных эпизодов, которые никак не объясняются и никуда не ведут. Например, в фильме есть сцена, где главная героиня вытаскивает из своей головы десятисантиметровую металлическую спицу, имплантированную, по всей видимости, "ими" ей в детстве. С которой она прожила 20 лет, ничего не замечая, - обычная история, с каждым бывает :). При этом никак не объясняется ни назначение сего девайса, ни то, почему он обнаружился именно у неё, а не у других жертв. Лично у меня есть сильное подозрение, что это "привет" от версии с инопланетянами ;). Ну а чтобы окончательно всё запутать, у ленты ещё есть две альтернативные концовки, помимо альтернативного начала (о, боже мой!). Одна из них вошла в дополнительные материалы диска и позволяет снять некоторые вопросы по сюжету картины, но, правда, не путём каких-то объяснений, а ценой их списания на "глюки" героини. В общем, если вы хотите взять простую, как 5 копеек, идею и изложить её так, чтобы никто ничего не понял, но не знаете как это сделать, то в этой ленте вы найдёте все необходимые рецепты.

Любознательный читатель может поинтересоваться, - неужели фильм настолько плох? Да вовсе нет, наоборот, — довольно хорош. Ну а что хорошего можно сказать о фильме ужасов? Он страшный! Причём страх и саспенс здесь нагнетаются очень грамотно: не за счёт неожиданно выпрыгивающих кошек, а за счёт создания постоянного чувства тревоги в лучших традициях японских ужастиков. Конечно, "скримеры" в ленте тоже имеются, но они оправданы тем, что за внезапно наступившей темнотой и зловещими скрипичными запилами далее действительно следует то, чего стоит бояться.

Самих монстров, однако, никогда не показывают полностью, что лишь делает их ещё более жуткими, ибо ничто не пугает так, как неизвестность, а уж пищи для ее наполнения чем-то зловещим предоставляется воображением зрителя достаточно. Одним из приёмов, используемым для этого, является то, что сцены "их" нападения нарочито сделаны похожими на какой-то кошмарный и бредовый сон, когда сначала всё, вроде бы, идёт как обычно, но это впечатление обманчиво, так как герой уже в смертельной опасности. Такой приём позволяет держать напряжённую атмосферу практически весь фильм как для персонажей ленты, так и для её зрителей, ведь "они" могут появиться из тени в любой момент. Отлично работает на саспенс и звуковое сопровождение, а особенно звукорежиссеру удались звуки, издаваемые монстрами. Когда их слышишь, то интуитивно и безо всяких объяснений понимаешь, что ничего хорошего они не предвещают.

Неплохо показала себя в этой ленте и исполнительница главной роли Лаура Реган, очень естественно изобразив все то, что, скорее всего, произошло бы с человеком, находящимся под таким постоянным давлением. Наиболее показательны в этом смысле две сцены: одна в начале фильма, и другая — в самом конце. В первой её персонаж встречается с другом детства, который уже находится на грани сумасшествия из-за всей этой истории, а во второй мы наблюдаем её саму, доведённую, по ходу действия ленты, почти до такого же состояния. Про остальных же актёров картины нельзя сказать ничего особенного, поскольку сценарий им, в общем-то, ничего особенного и не предложил, сведя их роли к скудным объяснениям сюжета, а то и просто к заполнению фона, на котором происходят основные события.

Несмотря на все свои недостатки, которые я с увлечением вам тут расписывал, фильм мне, тем не менее, понравился. Ведь, по своей сути, он простой и ни на что особо не претендующий (ни в плане актёров, ни на какую-то зрелищность), но при этом - очень страшный. Могу рекомендовать его тем, кому нравятся неторопливые атмосферные азиатские картины, ибо уж очень он на них похож. Только убедитесь, что поблизости нет мерцающих лампочек...