Подвязавшись на четвертой части долгоиграющей "рождественской" слэшер-франшизы в качестве режиссера и соавтора истории, известный жанровый деятель Брайан Юзна (Brian Yuzna) решил "осчастливить" хоррор общественность еще и пятой частью под названием "The Toy Maker". На этот раз он выступил, впрочем, лишь в качестве продюсера и соавтора сценария, посадив в режиссерское кресло сценариста Мартина Китроссера, написавшего, среди прочего, аж три части "Пятницы 13-е" ("Friday the 13th", серия номер 3, 4 и 5 :)). Для успешного сценариста Мартина этот проект стал первым опытом в режиссуре, а для всей франшизы заключительной частью, после которой ее можно было только ремейкировать, что через двадцать лет весьма неплохо и сделали :)

В предрождественский период под дверь дома, где жил мальчик Дерек, "доброхот" положил красиво запакованный подарок с запиской, что вскрыть его нужно только в Рождество. Мальчик, впрочем, не стал его дожидаться и сразу начал распаковывать коробку, но был остановлен спустившимся со второго этажа папашкой, который накричал на ребенка и отправил его спать, решив вскрыть подарок сам. И зря, потому что находившаяся там игрушка его убила, а все это настолько травмировало Дерека, который наблюдал за этим с лестницы, что он перестал говорить и стал панически бояться рождественских подарков и "добрых" Санта-Клаусов. И правильно, потому что в дальнейшем "злые игрушки" наделали еще немало гадостей...

Очевидно вдохновляясь внушительным успехом DTV сериала "Puppet Master" (1989- и до конца жизни Чарльза Бэнда (Charles Band), судя по всему ;)) и прочими фильмами про игрушек-убийц, один из которых ("Dolls", 1987) он, кстати, сам продюсировал, ушлый Брайан Юзна решил вставить эту тему и в очередное продолжение "Тихой Ночи", опять лишь номинально связанное с оригиналом временем действия и парой отсылок к предыдущей части. Ведь четвертый фильм, как мы помним, полностью "порвал с прошлым" в том смысле, что ушел от истории братьев-маньяков Колдвелов (Caldwell), оставив на нее лишь одну микроскопическую ссылку. А в пятой части от Колдвеллов уже даже ссылок не осталось, зато теперь ссылаются на предыдущий фильм, фрагмент из которого смотрит по телевизору (мы слышим, впрочем, только звук) Дерек, и из которого в неожиданном камео появляются Нит Хантер (Neith Hunter) и Клинт Говард (Clint Howard). У последнего тут вообще микроскопическая роль на пять секунд, а госпоже Хантер дали намного больше экранного времени и она снова играет Ким, взявшую опеку над спасенным ей в предыдущей части мальчиком Лонни (Lonnie), которого опять изобразил сын Брайана, Конан (Conan Yuzna).

Юзна вообще очень любит работать с "проверенными людьми", поэтому спецэффекты для этого фильма снова создал Screaming Mad George, хотя особенной гротескностью, как в предыдущей части, они не отличаются, ибо в этой ленте тема сместилась с "бади хоррора" на механические игрушки-убийцы :) Не удалось ему затащить в эту часть и сколь-нибудь известных актеров, кроме ветерана американского экрана Мики Руни, который, кстати, по иронии судьбы еще в 1984-м году написал гневное письмо по поводу выхода оригинальной "Тихой Ночи", заявив в нем, в частности, что "мрази, которые это сняли, должны с позором быть изгнаны из Голливуда за то, что запятнали святость Рождества". И вот пожалуйста, через семь лет он беспринципно снимается в очередном сиквеле "мразотной" истории ;) В 71 год (на тот момент) понятно, что актерам роли выбирать обычно не приходится, но зачем тогда раньше то было пи*деть? Оставим это, впрочем, на совести уже покойного мистера Руни.

Равно как оставим на совести дебютанта Мартина Китроссера два основных недостатка этой ленты, - ее абсолютно заваленный темп, а также плоскую и без какой-либо выдумки кинематографию. С ритмом тут вообще беда, и фильм плетется еле-еле, пытаясь на ходу неторопливо пережевать довольно банальную, если вы до этого посмотрели хотя бы несколько фильмов про "игрушки-убийцы", историю. "Экшен моменты" в нем довольно редки и особой "крутизной" и выдумкой не блещут, кроме, пожалуй, попытки убийства похотливой няни, где "боевые" игрушки весьма неплохо постреляли, ну и неожиданный, на самом деле, финал картины довольно неплох. Однако до него нужно высидеть почти 80 минут, во время которых на экране ничего особо интересного не происходит. Да и снято все, как я уже отметил выше, весьма плоско и банально, без интересного света или неожиданных ракурсов. Местами лента вообще напоминает манерой съемок телефильм, ну а что вы хотели за 250 тысяч долларов бюджета? Их, впрочем, всегда рачительный Юзна потратил с умом, поэтому очевидная дешевизна постановки в глаза нигде не бросается, а спецэффекты для такой продукции и вообще получились отличными. Поэтому как завершающий фильм всей франшизы пятую часть посмотреть можно, тем более что в ней, наконец-то, снова появляется чувак в костюме Санта-Клауса. В нем он, правда, топором никого не убивает, зато "веселые игрушки", которые за него всю грязную работу делают, ничего не подозревающим детишкам в красивых коробках подсовывает... ;)