Одной из самых заметных (и, что немаловажно, коммерчески успешных) картин 1999 года стала адаптация повести Вашингтона Ирвинга "Легенда Сонной Лощины" (Washington Irving's "The Legend of Sleepy Hollow") для большого экрана, виртуозно выполненная живой легендой готического кино Тимом Бартоном. Пригласив звездный состав исполнителей и собрав не менее звездную творческую команду, Тим Бартон снял поистине шедевр, стилистически экстравагантную и исключительно изобретательную смесь мрачного ужаса, романтической истории и комедии.

В 1799 году, на границе веков, когда архаичный уклад отсталого прошлого начинает постепенно сменяется на технически прогрессивное будущее, в небольшой деревеньке под названием Сонная Лощина происходит серия странных убийств. Убийца отрубает своим жертвам головы, которые он, по какой-то непонятной причине, забирает с собой, оставляя обезглавленные тела нетронутыми. Начальство из Нью-Йорка направляет на расследование этих событий молодого энергичного констебля Крэйна, который отличился в своем родном округе тягой к прогрессивным методам расследования исключительно на научной основе, но то, что ему предстоит увидеть в Сонной Лощине, научным методам анализа не поддается...

В своих интервью Бартон неоднократно признавался в любви и почитании фильмов культовой студии Hammer, оказавших на него огромное влияние. В Сонной Лощине он решил сполна отдать дань уважения шедеврам ужасов тех лет, сняв этот фильм в "осовремененных" традициях этой студии: "Все, что мы снимали на натуре, кажется снятым в студийных декорациях, и наоборот". Удивительный дух и эстетика фильмов тех лет была безукоризненно перенесена мастером в фильм конца девяностых, и смотрится все это просто потрясающе. Идеальная работа со светом и цветом приближает изображение практически к стандартам черно-белого кино, где все вещи очень четкие и контрастные. Это производит весьма странное впечатление, добавляя многим сценам мрака и многозначительности. Данный эффект, а также грандиозная работа художника фильма создают стойкое ощущение "театральности" постановки, но этому способствует еще и то, что на многие, отнюдь не второстепенные, роли были приглашены известные театральные актеры Англии (фильм практически полностью снимался на Туманном Альбионе, в студии Leavesden).

Вообще, в каждом фильме Бартона актерский состав подобран бесподобно, и "Сонная Лощина" не стала исключением. Джонни Депп (уже в третий раз работающий с Бартоном после "Эдварда Руки-Ножницы" и "Эда Вуда") в образе Ишкеборда Крэйна просто великолепен, а его исключительно удачная и эксцентричная игра заслуживает наивысшей похвалы. Молодая, но уже вполне опытная и весьма талантливая актриса Кристина Риччи предстает в этом фильме в образе романтической особы, с первого взгляда влюбившейся в персонаж Деппа. Актрисе удалось сыграть свою роль настолько естественно и правдоподобно, что без тени сомнения можно говорить об очередном серьезном успехе в ее актерской карьере. Будучи в Англии, Бартон просто не мог удержаться от соблазна и не пригласить в свою картину живой культ, Кристофера Ли (Christopher Lee), звезду хаммеровских фильмов ужасов, бывшего Дракулу, который с блеском исполнил небольшую роль бургомистра Нью-Йорка.

Вполне очевидно, что в дорогой постановке (бюджет - 65 миллионов долларов) о безглавом всаднике должны быть задействованы масштабные спецэффекты, и они действительно поражают воображение. Безголовый герой (роль которого, кстати, исполняло три человека - Кристофер Уокен (Christopher Walken), когда всадник еще был с головой, специалист по восточным единоборствам и холодному оружию Рэй Парк (Ray Park) для "пеших" эпизодов и виртуозный наездник Роб Инч (Rob Inch) для конных сцен) смотрится на экране "как живой", а многочисленные сцены с отрубанием голов и прочими ужасами сняты настолько изобретательно и незаштампованно, что душа искушенного кинолюбителя наполняется океаном радости.

В целом - этот фильм очередная крупная удача Бартона, и, пожалуй, даже лучший его фильм на сегодняшний момент. Тонкое чувство юмора (практически всегда - весьма черного) разбавляет слишком мрачные эпизоды, а общее настроение картины передает дух и атмосферу классической истории о всаднике без головы.