Питер Хайамс — режиссер интересный, в его фильмографии наверняка каждый найдёт для себя немало лент, вызывающих самые разные эмоции: от восторга и восхищения до молчаливого неодобрения. Пик его творческой деятельности пришёлся на девяностые годы прошлого века, когда, среди прочего, он снял (во всех смыслах, еще и как оператор :-)) удивительный фильм, по сути представляющий собой "B monster movie", но с бюджетом мэйнстримового блокбастера. Речь идёт, как вы уже догадались, о "Реликте".

Сюжет его основан на одноимённом романе ужасов за авторством Дугласа Престона и Линкольна Чайлда (Douglas Preston, Lincoln Child) и повествует о том, как некое "злобное божество" усилиями незадачливого антрополога из джунглей Амазонки попадает в чикагский музей. Положение дел усугубляется еще и тем, что руководство музея в это же самое время запланировало масштабную презентацию новой выставки и не склонно слишком уж драматизировать начавшиеся в здании события, распугивая потенциальных посетителей. Желая разобраться со всем этим по-быстрому, они, однако, оказались совсем не рады исполнению своих желаний, ибо количество разобранных на части тушек явно превзошло их ожидания... ;)

Одно из самых главных достоинств картины — её хорошая динамика. В начале фильма лёгкость повествования достигается за счёт вызывающих интерес персонажей, а также забавного и ненавязчивого юмора. Ну а вторая его часть наполнена почти непрерывным экшеном, когда каждую минуту происходит что-то, требующее немедленной реакции героев, и этот экшен сделан на очень достойном уровне.

За создание монстра отвечал ни кто иной как Стэн Уинстон (Stan Winston), а он, как известно, халтуры не делает. Усилив свою команду бригадой кукловодов, он выдал результат, который и через 20 лет смотрится впечатляюще, а по меркам 97-го, я думаю, это вообще был полный блеск. Даже ящерица из выпущенного годом позже "Годзиллы" ("Godzilla", 1998) смотрелась, на мой взгляд, менее убедительно. В смысле, - очевидно нарисованной! Здесь же всё самое что ни на есть натуральное, так как большинство эффектов с монстром сделано "в кадре", и выглядит, поэтому, он как живой. Разумеется, для его анимации тоже использовалась компьютерная графика, но только там, где это действительно было необходимо, например в движении на общих планах. Приятно также и то, что несмотря на огромное влияние и популярность "Парка Юрского Периода" ("Jurassic Park", 1993) в то время, создатели "Реликта" не стали превращать свою зверушку в динозавра, как это сделали авторы всё той же "Годзиллы" и ряда других фильмов с гораздо меньшим бюджетом, но с таким же большим желанием сыграть на популярности спилберговского суперблокбастера. В "Реликте" монстр представляет собой нечто зубастое на четырёх ногах и с развитыми хватательными навыками, что как нельзя лучше подходит для жанровой картины.

Надо сказать, что развернуться художникам было где, ведь бюджет фильма составил от 40 до 60 миллионов долларов (публичные данные разнятся), что практически выводило его в разряд блокбастеров. Ну а съёмочная группа не преминула показать всю эту кучу денег на экране. Не в буквальном смысле, конечно :-), и не только за счёт демонстрации зверя, но и за счёт богатых декораций и красивых сцен разрушений, пусть и в отдельно взятом здании, а не во всём мегаполисе, но всё равно очень эффектных. Короче говоря, ребята ни в чём себе не отказывали! Серьёзные недостатки в этой ленте сможет найти, пожалуй, лишь только очень требовательный зритель, ну а я лишь отмечу пару моментов, которые мне показались странными.

Во-первых, это не очень ярко выраженный главный герой. По ходу действия фокус внимания переключается то на одного, то на другого персонажа, а сам сюжет скорее крутится вокруг чудовища и связанных с ним верований и гипотез о его происхождении, чем вокруг какого-либо "человеческого героя". Больше всего экранного времени получили персонажи Пенелопы Миллер и Тома Сайзмора, которые играют научную работницу музея и лейтенанта полиции, расследующего события в нём, но по моим ощущениям этого времени у каждого из них меньше половины общей продолжительности ленты. Поначалу зрителям и вовсе настойчиво показывают двух ребят младшего школьного возраста, заставляя наиболее впечатлительных искать валерьянку, думая, что весь фильм будет проходить в режиме "детишки в опасности". Но, к счастью, это не так.

Второй момент заключается в том, что кино у Пита получилось не особо страшное, в отличие, кстати говоря, от книжки. Всё-таки в больших проектах основное внимание, как правило, уделяется зрелищности, и этот фильм не исключение. Несомненно, напряжённые моменты в нём присутствуют, но их не очень много, однако большим недостатком это будет скорее для поклонников книги (если таковые имеются), ожидающих увидеть её атмосферу на экране.

Во время театрального проката картина не стала большим хитом, недобрав по сборам ($33,956,608) даже до нижней планки заявленного бюджета. Трудно сказать, было ли это связано со "взрослым" рейтингом "R" или с какими-то другими обстоятельствами, но в итоге это кино оказалось незаслуженно забытым, нынче появляясь лишь в немногочисленных "топах" редких фанатов. Так что если вам вдруг выпадет шанс исправить это досадное недоразумение, то советую им непременно воспользоваться. ;)