Бруно Маттеи за свою долгую "творческую" карьеру приложил руку, пожалуй, ко всем популярным в разное время жанрам, начиная от "mondo-фильмов" и заканчивая псевдоисторическими "пеплумами". Однако особенно известен Маттеи не качеством своих постановок, а беззастенчивой эксплуатацией не только сюжетов популярных фильмов, которые Бруно переснимал на свой лад, но даже и целых частей этих фильмов (начиная с музыки и заканчивая целыми фрагментами картин)! Причем в многочисленных интервью режиссер даже и не скрывал этого факта, откровенно называя свои картины дерьмом и мечтая, если бы у него была такая возможность, переснять их по-другому все до одной :)

Ну, как бы там ни было, в начале восьмидесятых возникла мода на "постапокалиптические приключения", которую задал австралийский фильм "Безумный Макс" (Mad Max), вышедший на экраны всего мира в 1979 году. Почувствовав, что на этой теме можно заработать, Бруно Маттеи (под псевдонимом Винсент Дон (Vincent Dawn)) вместе со своим давним партнером, сценаристом Клаудио Фаргассо (Claudio Fragasso), решил "замутить" не просто пост-ядерный апокалиптический боевик, но еще и привнести в него жанр ужасов, дабы покрыть наибольшую аудиторию зрителей. В конечном итоге, получились "Крысы - Ночь Ужаса" - пожалуй, один из самых дешевых и смешных "постапокалиптических" фильмов, когда-либо созданных в Италии.

Итак, что мы имеем. Имеем мы стандартный "постапокалиптический" сюжет с завязкой, в двух словах рассказанной в начале фильма: человечество, как и ожидалось, развернула ядерную войну, после которой выжившие разделились на две группы. Одни, в основном ученые, остались жить под землей, боясь выходить на радиоактивную поверхность, а другие же, более "радикально настроенные" личности, наоборот, покинули подземелья и стали жить на поверхности, потихоньку превращаясь в дикарей. Действие этого фильма происходит в году 225 A.B. (After The Bomb), где немногочисленная группа (около десяти человек) "постапокалиптических" кочевников-байкеров, выглядящих и разодетых, как дешевые "хэви-рокеры" и панки, делает остановку в заброшенном городе (из которого нам показывают всего одну улицу, ибо весь фильм полностью снимался в студии) и находят в одном из домов научную лабораторию с кучей чистой воды и еды. Однако помимо еды, кочевники со смешными кличками (типа Люцифер или Видео ;)), находят еще и свежие трупы, явно обглоданные крысами, и толпы этих самых крыс, которые только и ждут удобного момента, чтобы наброситься на незванных гостей. Ну, а дальше, все, естественно, идет "по плану". Группа состоит из стандартных "характеров": тут вам и баба-истеричка, вопящая с выпученными глазами по любому поводу и даже без такового; и крутой "мачо-лидер", заправляющий всеми делами в банде; и завистник-интриган, метящий занять командное место, а посему вставляющий палки в колеса "мачо-мэну" :); и "панк-философ", весь фильм толкающий умные телеги и дающий дельные советы; ну и конечно же "бой-баба" - крутая мулатка (почему-то на эти роли всегда подбирают либо мулаток/негритянок, либо латинок - видимо, у этих рас "крутость" просто в крови :)), которая не одного мужика за пояс заткнет. И все эти люди, естественно, остаются на ночевку в этом доме с крысами, и конечно же кровожадные крысы начинают их "коцать" сначала поодиночке, а потом и нападать на целую группу. И естественно, эту ночь переживут очень немногие из кочевников, лишь для того, чтобы утром познать еще больший ужас, чем они видели ночью...

Смотреть этот фильм для любителя евротрэша - истинное удовольствие. Ну, во-первых, наблюдать за идиотскими действиями стандартных клишированных "героев" и слушать смехотворные диалоги доставляет поистине громадное удовольствие, а еще большее удовольствие доставляет внешний вид персонажей, как будто сошедших с политагиток советских времен, изображающих "их" безнравственную молодежь в коже, с железными заклепками и ирокезами на голове, под рубрикой "Их Нравы". Во-вторых, здоровый смех вызывают в фильме сами "крысы" - которые являются ни чем иным, как покрашенными в черную краску безобидными морскими свинками :), причем на некоторых свинок краски явно не хватило и они щеголяют в фильме с белой шерсткой, а некоторые и просто покрашены наполовину, так что задняя часть у них "крысиная", а передняя часть "свинячья"... Причем забавляет реакция персонажей на этих "монстров" - сначала нам показывают перекошенные от страха лица "героев", мы слышим их истошные вопли от ужаса, после чего нам показывают кучки морских свинок, которые ровным счетом ничего не делают, а многие и вообще, безобидно "умываются" лапками в кадре :) Я уж не говорю про сцены "атак хищников", когда буквально видишь, как за кадром ассистенты кидают/вываливают на актеров кучки бедных маленьких "свинюшек"! Одним словом - это что-то! Дистиллированное трэш-удовольствие в одном флаконе! Причем стоит сказать, что технически все снято весьма грамотно и на высоте, оператор и светопостановщик постарались на славу и это дает еще более комичный контраст со всем остальным, что есть в этом фильме. Особенно эти качественные съемки смотрятся комично на фоне смехотворных "спецэффектов", ужасных диалогов и смешной "актерской игры".

Однако именно из-за этих "достоинств" этот фильм, равно как и остальные творения режиссера, снискал себе всеобщую любовь многочисленных поклонников европейского трэша. И если вы один из них - смело берите себе этот фильм в коллекцию - огромное удовольствие от его просмотра вам гарантировано. Ну, а если вы "простой зритель", то вряд ли "Крысы" вам понравятся, хотя для расширения кинокругозора познакомиться с этим творением никому, я думаю, не помешает...