Историческая личность Григория Распутина, "святого человека", бабника и пьяницы, имевшего огромное влияние на русскую царицу в начале двадцатого века, благодаря чему он фактически управлял страной некоторое время, и по сию пору остается одной из самых таинственных загадок для историков. А все, что таинственно и необъяснимо, само собой постепенно обрастает слухами и превращается в легенду. Это случилось и с Распутиным - из человека, по всей видимости обладавшего недюжинными природными способностями к врачеванию и внушению, народная молва и темные страницы биографии превратили его чуть ли не в фольклорного персонажа, с реальной исторической личностью имеющего мало общего.

Именно такого фольклорного персонажа, а не реальную историческую личность этого неоднозначного и очевидно уникального человека, и взяли за основу для своего фильма фирмачи из Hammer Studios. Фильм начинается с того, что жена владельца постоялого двора/трактира лежит тяжело больная, и доктор ничем не может ей помочь, лишь в бессилии разводя руками и советуя мужу тяжелобольной молиться о спасении. Однако вскоре после ухода доктора в трактир буквально вваливается высокий бородач и требует налить себе вина. Узнав о том, что трактирщик находится у ложа умирающей, Распутин (нетрудно догадаться, что это был именно он) поднимается наверх и силой своих способностей излечивает женщину. Не требуя взамен ничего кроме вина, Распутин пускается в пьяное веселье и попутно соблазняет молодую деревенскую девушку, затащив ее на сеновал. Однако интимный момент прерывает разъяренный жених этой девушки, который в бешенстве набрасывается на Григория, в результате чего завязывается драка. В потасовке Распутин отрубает молодому человеку руку, но сам тоже вынужден бежать от гнева разъяренных постояльцев трактира. Позже нам показывают заседание духовенства, на котором Распутина за своевольное поведение и богохульные речи (о врачебных и иных своих способностях) выгоняют из монастыря, и он отправляется в столицу - Петербург. В Питере, благодаря необычному стечению обстоятельств, он знакомится с одной из фрейлин царицы, которую незамедлительно использует (с помощью силы своего внушения) для продвижения в высший свет, что, благодаря его природным талантам, оказалось не столь трудно. Ну, а дальше рассказывается очередная, довольно мелодраматическая версия его взлета на вершины власти, а впоследствии и жестокой смерти от рук нескольких заговорщиков...

Пожалуй, стоит сразу сказать, что исторической правды в фильме немного, я бы даже сказал, совсем чуть-чуть. Отбросив высосанную из пальца мелодраматическую составляющую, мы видим, что авторы фильма использовали лишь основные моменты биографии Распутина, а именно: его путешествие из отдаленных концов России в Петербург; его быстрое продвижение в высшие сферы российской знати и беспрецедентное влияние на царицу; его беспробудное пьянство и похоть, ну и, конечно, его выдающиеся природные способности. К чести авторов надо сказать, что "развесистой клюквы" в описании русской жизни в фильме не сказать чтобы очень много - безусловно, используются самые расхожие образы для представления России того периода, но, слава богу, никакой "вечной зимы и медведей на улице", что импонирует. Россия и русские люди показаны с достаточной долей симпатии, что для западного фильма шестидесятых годов прошлого века весьма необычно. Что же касается самого Распутина, то в фильме его роль великолепно исполняет легендарный Кристофер Ли, и его перформанс в этой картине, пожалуй, один из лучших за всю его творческую карьеру, а образ, им созданный - один из самых сильных в мировом кинематографе вообще и среди различных киноинкарнаций Распутина в частности. В жизни Григорий Распутин был небольшого роста, в то время как Кристофер Ли - чуть ли не великан, но рост - это ведь совсем не главное в образе, а главное - энергетика, исключительная харизма личности, которую Ли, как великий актер, передал на экране просто бесподобно. В его версии Распутин - вовсе не спившийся безумец, как можно было бы предположить из названия фильма, а властолюбивый, исключительно расчетливый и жестокий человек, который лишь использует людей для достижения своих целей, а когда они становятся ему не нужны - со спокойной совестью переступает через них и продолжает свое движение наверх - к абсолютной власти. В Распутине Ли есть что-то демоническое, очень темное, но все это было и в реальном Григории, и безусловно - был исключительный природный дар, который Распутин с великой расчетливостью поставил на службу себе как инструмент для достижения чистолюбивых властных побуждений. В этой части фильма, в описании личности Григория, я считаю, авторы недалеко ушли от исторической правды, в то время как показ мелодраматических событий, приведших к гибели этого уникального в своем роде человека - чистой воды выдумка.

Как я уже отметил выше, исторической правды в показе биографии Распутина в фильме искать не стоит, но сам образ этого человека воссоздан просто потрясающе и идеально передает его зловещую энергетику и темное очарование. Кристофер Ли играет просто потрясающе и, безусловно, он главная звезда этого фильма, хотя и остальные актеры весьма хороши в своих ролях - легко узнаешь рефлексирующих русских интеллигентов, представителей высшего общества и простых людей, завсегдатаев дешевых кабаков. Ну, и, конечно, помимо замечательных актерских работ в фильме присутствует очень крепкая, профессиональная режиссура и сбалансированный монтаж.

Этот фильм, пожалуй, можно легко порекомендовать любым категориям зрителей, ибо каждый человек найдет в нем что-то свое. Одним понравится замечательное исполнение роли Распутина великолепным актером Кристофером Ли, другим будет импонировать грамотная режиссерская работа, ну а кто-то наверняка просто захочет полюбопытствовать, как представляли себе Россию начала века англичане в шестидесятые года. Единственное что - смотря этот фильм, не забывайте о том, что с настоящей историей он имеет мало общего, хотя сам образ Распутина тут передан великолепно...