Генри Миллер (Henry Miller) - писатель с мировым именем, сделавший себе славу на интеллектуально-порнографических рассказах и новеллах в середине прошлого века. Человек неординарной судьбы, он много мотался по миру, и в частности прожил десять лет (с 1930 по 1940 год) в Париже, снимая одно время небольшую квартирку в районе Клиши вместе со своим другом Альфредом Перлесом (Alfred Perles). Именно эти месяцы, проведенные в Клиши, легли впоследствии в основу двух небольших порноновелл "Quiet Days In Clichy" и "Mara Marignon", которые были написаны Миллером в сороковых годах уже в Америке для нефтяного магната из Оклахомы Роя Джонсона (Roy Johnson). Джонсон питал сильную тягу к жесткой хардкор-порно "литературе" и платил своим авторам по доллару за страницу (бешеные по тем временам деньги, между прочим!), но обычно он не был особенно удовлетворен слишком поэтичными и "ванильными" работами, которые ему присылали, но рассказы Миллера "олигарх" полюбил сразу, ибо там было все, что ему нужно - необузданный свободный секс в детальнейших и "сочных" описаниях! Получив свои деньги, Миллер продолжил работать над другими проектами, но в 1956 году он вспомнил про те давние истории, переписал и расширил их, после чего предложил рукописи для публикации своему французскому издателю Морису Жиродья (Maurice Girodias) из Olympia Press. Морис опубликовал две работы как единую повесть под названием "Quiet Days In Clichy", и книга моментально произвела фурор в среде рефлексирующей европейской интеллигенции, ставь бестселлером во Франции и "книгой нон грата" в Америке, где, впрочем, и остальные порнографические новеллы Миллера проходили по разряду "непристойности" и были запрещены к публикации. Американский издатель Миллера, Барни Россет (Barney Rosset) из Grove Press, ухватился за возможность "срубить денег" на столь явном бестселлере и в Америке, в результате чего последовала серия судебных тяжб за право свободной публикации не только этой книги, но и вообще всех произведений подобного толка. В результате тяжелой схватки с американским "правосудием", издатель все же одержал верх, и на родине писателя наконец-то вышло большинство его работ, включая такие общепризнанные шедевры и современную классику, как "Tropic Of Cancer", "Black Spring" и "Tropic Of Capricorn". Естественно, все они стали супербестселлерами, включая и "Тихие дни в Клиши".

На волне грандиозного успеха прозы Миллера (а он был единственным суперпродаваемым автором Grove Press), в конце шестидесятых годов издатель Барри Россет продал права на экранизацию двух произведений - Tropic Of Cancer и Quiet Days In Clichy. Первый фильм решилась ставить Paramount, за второй же проект взялся датский художник и авангардный киноэкспериментатор Дженс Йорген Торсен. Самое интересное, что оба фильма снимались в одно и то же время в одном и том же месте - летом 1970-го года в Париже, разнились лишь подход к делу и бюджет :)

Дженс Йорген Торсен подошел к делу переноса прозы Миллера на большой экран авангардистски. Отчетливо сознавая, что работает для бунтовской молодежной аудитории Европы, он отказался от привычного в то время киноязыка в пользу "свободного экспериментаторства". Фильм он решил снимать на черно-белую пленку ручной камерой, а в качестве главных действующих лиц пригласил двух непрофессиональных актеров (один из которых, исполняющий роль альтер-эго Миллера, Поль Вальжан, действительно имеет потрясающее внешнее сходство с писателем) и профессиональных французских проституток. Результат всего этого, надо сказать, получился как минимум интересным.

Никакого сюжета в этом фильме, по сути дела, нет, как нет его и в новелле Миллера. Зрителю просто дана возможность наблюдать разгульную свободную жизнь двух приятелей, снимающих небольшую квартирку в парижском районе Клиши и "имеющих" столь же разгульных девок направо и налево каждый день. При этом наши герои не задаются никакими моральными вопросами, их не гложут угрызения совести, и все, что им нужно, это свобода, вино и девочки, причем и того и другого желательно как можно больше. Со стороны это очень напоминает Хантера С. Томпсона и его "Страх и ненависть В Лас-Вегасе" (Hunter S. Thompson "Fear And Loathing In Las Vegas"), только если у Томпсона мы наблюдаем за наркотическими трипами двух отморозков, то здесь "трипы" алкогольно-сексуальные. На протяжении всей картины перед нами проходит огромное количество женских типажей, но общее у них у всех одно - эти женщины легко доступны. Но если те, кто делают "это" за деньги, еще хоть как-то вменяемы (хотя тоже не всегда), то большинство же обычных "давалок" явно испытывают серьезные проблемы с психикой, что, надо сказать, нисколечко не смущает наших главных героев :)

С кинематографической точки зрения фильм сделан весьма неплохо и интересно. Динамичные куски с хорошим монтажом сменяют эпизоды "снятые одним планом", иногда мысли главного героя зачитываются как "текст от автора", а иногда оные мысли возникают прямо на экране, в виде комментирующих надписей. При этом саундтрэк к фильму заказали известному в то время в Штатах кантри-певцу Country Joe McDonald, который "забацал" залихватскую кантри-песню с очень "грязными" словами, а потом еще и выпустил в Штатах пластинку со своими песнями к фильму. Пластинка, надо сказать, пользовалась большим успехом :) Смотрится и слушается это все очень оригинально и необычно даже для сегодняшнего времени, что уж говорить про семидесятый год!

Естественно, прокатная судьба у картины была нелегкой. Хотя технически это и не было hardcore-porno (в фильме есть пара моментов с откровенным показом проникновения, но на "полноценный хардкор" это, конечно, не тянет), но экстремальная природа ленты не позволила ей прокатываться как минимум в четырех странах - США (фильм был арестован прямо по прибытию в порт Лос-Анджелеса), Англии, Швеции и Канаде. Правда, в июле 1970-го года окружной судья Лос-Анджелеса постановил, что картина не является "непристойной" и может быть выпущена в широкий прокат, а двумя годами позже фильм разрешили к прокату и в Англии, правда, лишь на территории Лондона. Тем не менее, несмотря на такие цензурные послабления, картина большого успеха за океаном не снискала, найдя свою основную аудиторию среди молодежи и интеллектуалов Европы и быстро превратившись в культ в среде хиппующих "детей цветов".

Собственно для них, для поколения "свободной любви и марихуаны для всех" этот фильм и предназначался, ибо только им был понятен мотив поступков героев - полная свобода безо всяких тормозов и морально-общественных ограничений. Для тех же, кто не разделяет столь либеральные взгляды людей, которые свою битву с обществом уже давно проиграли, фильм станет скорее иллюстрацией общественно-моральной деградации индивидуума без постоянной работы и постоянного места жительства, "потерянного поколения". В любом случае, и тем и другим фильм посмотреть стоит...