Опыт… Опыт – это хорошо. Даже отлично! Ты проходишь через сложные жизненные ситуации, выуживая, по ходу, ценные знания, позволяющие впредь не наступать на грабли, а обходить их. Здорово, не правда ли? Это называется мудрость. Минус в том, что разбираться с проблемой нужно здесь и сейчас. Получается, что мудрость приходит тогда, когда уже никому на хрен не сдалась. С этих весьма нехитрых, но любопытных рассуждений и начинается «Ночь Покера» - амбициозный псевдо-слэшер, пытающийся усидеть на нескольких стульях одновременно. Удаётся ли ему это? Сейчас узнаем!

Сюжетная фабула уводит нас в небольшой город Ворсоу (дескать, Варшава), штат Индиана (Warsaw, Indiana). Как известно, закон нарушают в любых населённых пунктах, больших и малых, но местные власти решили дать преступности настоящий бой. Для этого они пошерстили дела собирающихся на пенсию топ-копов страны, которые всякое повидали на своём веку, и предложили им работать в Ворсоу. Это ж не Нью-Йорк, не Лос-Анджелес, и даже не Индианаполис: работка обещает быть непыльной, а зарплата – очень даже. И всем хорошо: молодёжь учится у лучших из лучших, закалённые старые вояки потягивают пивко, а случись какой-нибудь шпане совершить грабёж или ещё какую пакость учудить, - так пусть тогда пеняют на себя.

Протагонист ленты, желторотый полицейский Стэн Джитер, только-только получивший звание детектива, производит впечатление на одного из членов «звёздного отряда» и принимает предложение поучиться уму-разуму у старших товарищей. Методика обучения проста как 3 юаня: Джитер играет в покер со старой гвардией и внимательно мотает на ус истории, которые ему рассказывают бывалые копы. Перенимает, так сказать, опыт, на случай если он и сам окажется в затруднительном положении, из которого с "советами бывалых" сможет выйти победителем. Чтобы мудрость других, так сказать, хоть раз оказалась кому-нибудь кстати. И очень скоро Стэну доведётся проверить свои новоприобретённые знания в полевых условиях: молодой детектив становится заложником серийного убийцы...

С виду – обычный полицейский триллер с расстрельным отрядом отсылок. Тут отчётливо маячит «Семь» ("Se7en", 1995), там – «Обычные Подозреваемые» ("The Usual Suspects", 1995), маску маньяка подсмотрели у «Коллекционера» ("The Collector", 2009), а в подвале у антагониста слышится амбре эксплуатируемого трупа первой «Пилы» ("Saw", 2003). Но это только при поверхностном осмотре.

«Ночь Покера» - это типичная "бишка", которая изо всех сил старается привлечь к себе внимание зрителя, и получается это у нее вполне успешно. Отчасти потому, что актерский состав ленты буквально нашпигован далеко не самыми последними фамилиями: в авангарде идёт Рон Перлман, за ним – Джанкарло Эспозито (в зависимости от возврата, зритель вспоминает Густаво Фрингса или Джимми Джайлса), Титус «Вечно-в-конце-титров» Уэлливер и известный в узких кругах продюсер второсортных триллеров Кори Лардж. Эти ребята отвечают за «старую школу» и более-менее насмотренный кинолюбитель мгновенно узнает почти всех, или, как минимум, поморщится, вспоминая, где же он видел "вот этого вон чувака".

«Старички» тут играют легко и вполне достоверно, но особо я хотел бы похвалить Рона Элдарда, чей офицер Каннингем вышел чуть ли не самым натуральным среди всей кодлы. Тут, конечно, сказывается опыт, хотя многие актёры, попадая в недорогие проекты, совершенно не хотят напрягаться. Отрадно, впрочем, что и «молодёжь» пытается не отставать. Бо Мирчоффу досталась мало того, что главная, так ещё и совсем непростая роль: персонаж с внутренним конфликтом плюс его метаморфозы, а также постоянные перевоплощения в «покерных» историях. От его игры, конечно, кровь не стынет в жилах, но справился парень более чем достойно.

Майкл Эклунд сыграл антагониста в маске, обозначенного в титрах лаконично "The Man", и стал самой противоречивой фигурой всего фильма. Одни критики тузили Майкла в рецензиях за безликость и отсутствие харизмы, другие уповали на то, что у Эклунда, дескать, такая роль, и он не должен с ней выходить на первый план. Если выбирать между двумя сторонами, то мне ближе второй вариант: картина и так порой событиями перенасыщена, а если ещё и маньяк будет лезть к нам с претензиями на звание нового "суперзлодея", то это уже вообще ни в какие ворота. К тому же, персонаж Эклунда и по сюжету не должен уж очень выделяться. Короче, актёру "серийник" удался, просто все ждали нового Коллекционера, а получили нечто совершенно другое.

Ну, и Холстон Сейдж... Девушка получила роль несовершеннолетней Эми, похищенной маньяком и влюблённой в Стэна, и... Плохо. Совсем плохо. Мисс Сейдж убедительно изображает кокетничающую малолетку, каковой она наверняка была ещё совсем недавно, но лучше всего ей удаётся играть девушку без сознания. Потому что как только дело доходит до того, чтобы показать жертву, то Холстон притворяется макиварой. Максимум – морщится. На большее её уже не хватает. Тут стоит, правда, и в визажистов пару банок с «вискасом» запустить: Эми в подвале, маньяк её периодически насилует и не стесняется в выборе физических замечаний. Но подводка и тени у скво всегда в отличном состоянии. То есть Холстон Сейдж не только не может убедительно сыграть жертву, но ещё и не выглядит как жертва, а это большой минус.

Ну да бог с ним, с кастом. Подача материала – вот это действительно интересно. Фильм состоит из нескольких сюжетных линий: основная (Стэн супротив маньяка), ночь покера (детализированный дайджест лучших историй из копилки бывалых копов), и подробный рассказ (да ещё и с флэшбэками!), как же это маньяк докатился до изнасилований маленьких девочек, похищений полицейских и прочих убийств.

Линия «ночи покера» никаких нареканий не вызывает: снято интересно, с юмором (без перегибов), динамично, но лаконично, и здорово вписывается в общий сюжет. Олдовые полицейские хотят, чтобы Джитер проникся их рассказами, буквально видел то, что видели они. И вот вам, пожалуйста: в визуализации этих баек мы видим именно Стэна в качестве главного действующего лица. А поскольку истории происходили в разных штатах и в разное время, то одежда и причёска Стэна меняются в зависимости от контекста. Если совсем коротко, то выглядит это очень стильно и свежо.

Жизнеописание маньяка выполнено в похожем ключе: поскольку личность антагониста (до поры) неизвестна, то даже на работе, на свадьбе и на семейных фотографиях мы видим его исключительно в маске. При этом режиссёру удаётся лихо балансировать между серьёзностью темы (убийца-педофил) и легкомысленностью видеоряда, не заваливая горизонт в ту или иную сторону.

Что же до основной линии, то она очень банальна, снята весьма академично и приправлена зияющими сюжетными дырами, многочисленными логическими нестыковками и совсем уж условными костылями. Чтобы не выглядеть молью в сравнении с более яркими актами, Грег Френсис начинает безжалостно крутить твисты, один другого занятнее. Опять-таки, опытный зритель может все эти твисты раскусить (тем более, что персонажи нам периодически намекают, куда будет делать крен повествование), что нисколько не умаляет сценарных заслуг мистера Френсиса.

И для Френсиса это дорого стоит. Ещё пару лет назад ему доверяли эпизод-другой каких-нибудь «Кровных Родственников» ("Blood Relatives", 2015) или «Ясновидящих Свидетелей» ("Psychic Witness", 2005), но Грег проявил стойкость и честно обрастал опытом и связями. Тут эпизод поставит, тут сценарий напишет, тут продюсером подсуетится... И дорос вот таким образом до своего полнометражного дебюта.

Который получился у него без фейерверков и наград Авориаза (Avoriaz Fantastic Film Festival), но скупиться на похвалы не стоит, потому что Френсис постарался выжать максимум из банальной истории об очередном маньяке, и его картина, безусловно, смотрится. Да, акценты в ней расставлены не так здорово, как можно было бы. Да, в некоторые сценарные прорехи можно просунуть большой палец. Да, рука у Грега ещё не набита, и порой это заметно. Но ему вполне удалась жанровая "бишка"; именно такие "бишки", снятые в 80-е и 90-е, и составляют духовный алтарь современного киномана. Возможно, «Ночь Покера» не ждёт культовый статус, но своей порции внимания она явно заслуживает.

Критики такое внимание фильму оказали, и картина получила порядка 44% на Rotten Tomatoes, а смешанные отзывы для подобного фильма, – как раз то, что нужно. Когда ленту только хвалят или только ругают, то это, скорее всего, весьма средняя картина. А вот когда мнения расходятся пополам, то это показатель. И на «Ночи Покера» они не могли не разделится, ведь она – кинематографический джокер, этакий трикстер, который отказывается играть по правилам и хочет сочетать в себе и комедию, и саспенс, и слэшер.

В наши тёмные времена, когда отступление от канонов – рекламный тренд, которым кичатся, на подобные вольности нужно смотреть исключительно благосклонно. А вот дать финальную оценку, задачка ещё та. Но мы надеемся, что вы справитесь.