Дженнифер Корвино, дочь известного американского актера, приезжает в элитную школу-пансионат в Швейцарии, вокруг которой происходят убийства девушек. С помощью прикованного к инвалидной коляске энтомолога, профессора Джона МакГрегора, Дженнифер раскрывает в себе талант управления насекомыми, с помощью которого не только выходит на след убийцы, но и спасает свою жизнь...

Если семидесятые года прошлого века стали расцветом творчества итальянского мастера джиалло Дарио Ардженто, то восьмидесятые стали началом его творческого упадка, о чем красноречиво говорит "Феномен", получившийся у маэстро действительно ужасным. Не в смысле "страшным", а ужасным в смысле его качества, просто кошмарным! Такое впечатление, что Дарио, после разрыва с Дарьей Николоди, решил снять этот фильм с ее участием в отместку, мол, "раньше ты снималась у меня в шедеврах, а теперь покувыркайся ка в дерьме" :) И ведь такого дерьма, на самом деле, еще поискать, ибо в картине не только совершенно кошмарный сценарий, но и "фирменных фишек" Ардженто почти нет. Если не знать, что снимал именно он, то многие об этом и не догадаются, подумав, что смотрят очередную трэш-поделку из Европы восьмидесятых.

Так, в картине отсутствует как класс затейливое цветное освещение и необычные съемочные ракурсы, которыми так славился в свое время мастер. Убийства, в которых Дарио всегда был большой спец, тут весьма "кислые" и их немного, а бОльшая часть фильма отдана под рассказ невнятной истории "повелительницы мух" Дженнифер, которая, если честно, большинству зрителей будет малоинтересна. Усугубляет этот факт еще и то, что снято все довольно скучно и затянуто, а вступающие совершенно не к месту хэви-металлические песни Iron Maiden или Motorhead заставят ваши бровки встать домиком.

В виде домика, впрочем, они простоят почти весь финал ленты, который можно описать лишь одним буквосочетанием, - "WTF?!", настолько он безбашенно туп и безоговорочно кретиничен. Добавьте к этому хреновую игру многих актеров, часть из которых попали в фильм откровенно "по блату" (первая дочка Ардженто, Fiore Argento, и племянница Марчелло Мастрояни, Federica Mastroianni, например), и юную неопытность Дженнифер Коннели, которой на момент съемок было всего тринадцать лет, и вы получите примерное представление о том, почему эту картину лучше не смотреть, чтобы не разочароваться в талантах Дарио.

У всех, конечно, бывают творческие неудачи и проходные фильмы, но тут уж слишком все хреново, даже не смотря на как всегда отличный саундтрэк от Goblin и кой-какие интересные моменты. Моменты, которые, к сожалению, теряются на общем "неблагоприятном фоне" удручающего кретинизма постановки, очень старающейся быть похожей не на стандартное джиалло, а на паранормальный триллер. Получается это, как вы уже, наверное, поняли, у "Феномены" не очень, хотя бы просто потому, что любой триллер должен быть напряженным, а тут напряжения нет и в помине, зато очень много откровенной идиотии, которая адекватно смотрелась бы в фильме Bruno Mattei, но совсем не смотрится в проекте маститого Ардженто. Который, к слову, считает эту ленту чуть ли не лучшей в своей карьере, что является, по-моему, яркой иллюстрацией того, что творец не может адекватно оценить собственное творчество.

Естественно, мои (не)рекомендации не остановят вас от просмотра этой ленты, ведь любопытство штука очень сильная, но вспомните англосаксонское изречение о том, что "любопытство убило кошку", и не портите себе впечатление о творческих способностях Дарио. Ведь он действительно может снимать гораздо лучше, или, точнее, мог... ;)