В начале семидесятых в Америке стала стремительно обретать популярность рок-музыка, а вместе с ней потихоньку начали появляться и рок-мюзиклы. Как всегда происходит с новым явлением, творческие люди от кинематографа не смогли пройти мимо этой темы, и один из "молодых и горячих" кинематографистов того времени, знаменитый ныне Брайан Де Пальма, решил "конкретно обстебать" индустрию звукозаписи, трэндовую рок-музыку и нравы музыкальной элиты, попутно прихватив с собой классические произведения "Призрак Оперы" и "Фауст"...

Выступление молодого и талантливого, но абсолютно никому не известного композитора Уинслоу Лича случайно увидел глава мега-мэйджора DEATH Records, и решил использовать талантливые песни Уинслоу для готовящегося мюзикла "Рай" ("Paradise"). Естественно, взяв его песни и пообещав "вскоре связаться", Лича "кинули", и молодой наивный парень попытался самостоятельно пробиться на аудиенцию к Свону, дабы исправить "досадное недоразумение". Во время одной из таких попыток он встретил на прослушивании очаровательную девушку Феникс, обладавшую потрясающим голосом, и моментально влюбился в нее, но их союзу не суждено было случиться, ибо именно в этот вечер подручные Свона избили и "подставили" Лича, который вскоре оказался в тюрьме где над ним "совершенно добровольно" поставили жуткий эксперимент - вырвали все зубы, ибо они были "негигиеничны", и снабдили железными протезами. Но всегда есть конец терпению, и услышав по радио, что Свон вскоре открывает свой мюзикл, используя музыку Лича, бедняга в припадке бешенства вырвался из тюрьмы и вскоре оказался на заводе по печати пластинок, где штамповали диски с его мюзиклом. Случайно попав головой в формовочный пресс (сцена эта снималась на реальном (!) формовочном прессе, и если бы не хорошая реакция Уильяма Финли, то он вполне мог бы и по настоящему превратиться в "Призрака", зато в этом эпизоде звучит реальный вопль ужаса актера... ;)), Лич уже окончательно лишился не только лица, но и рассудка - переодевшись в черный кожаный костюм с заклепками (нечто среднее между одежкой "Эдварда Руки-Ножницы" и "Ворона"), нанеся на губы черную помаду (!) и нацепив на голову птичью маску, он стал всячески мешать постановке мюзикла, в своем упорстве не останавливаясь ни перед чем (в частности, он взорвал часть сцены с репетирующими актерами :)). Однако вскоре Свон предложил ему контракт, по которому Личу, а к тому времени уже "Призраку", предоставлялась возможность творить свою музыку наедине в специально оборудованной изолированной студии, а Свон обязался ангажировать на главную роль сладкоголосую Феникс. Как и положено, пухлый контракт, написанный рукописным готическим шрифтом, скрепили кровью, но Свон вновь обманул Призрака, и тогда настал черед страшной мести...

"Phantom Of The Paradise" - это гениальная пародия на глэм-роковые мюзиклы, классические фильмы ужасов, и вообще на всю "творческую тусовку". Пародия, которую современники не поняли (в результате чего фильм провалился в прокате), но которую по достоинству оценят современные зрители. Хотите знать, откуда Мэрилин Мэнсон взял свой "серебрянозубый" имидж? Смотрите кино! Вам интересно, откуда пошла "боевая раскраска" KISS? Смотрите это кино!! Вы интересуетесь основами бешеной популярности рок-мюзиклов? Тогда вам просто необходимо посмотреть это кино! :) В одном фильме Де Пальма свел отличную музыку, авторства исполнителя инфернальной роли Свона, Пола Вильямса (талантливого поэта-песенника, композитора, исполнителя и актера), подколы в адрес многочисленных фильмов (особенно Брайану удалась пародия на знаменитую "сцену в душе" из хичкоковского "Psycho"), весьма правдоподобный показ "изнанки шоу-бизнеса" и "как делают звезд", а все вместе - это классические "Призрак Оперы" и "Фауст" в одном флаконе, смесь в котором Брайан сделал поистине взрывоопасной! Талантливые музыкальные номера Вильямса чередуются с эпизодами разгульных оргий на "даче" рекорд-магната, а потеря главной звезды мюзикла, нелепого глэм-рокера Бифа в первом акте (дело рук Призрака, разумеется), никоим образом не отразилось на беснующейся в экстазе зрительской аудитории, которая уже во втором акте нашла себе нового кумира - молодую и очаровательную Феникс. Кстати, роль Феникс - это дебют в кино американки Джессики Харпер, которая через несколько лет будет блистать в арджентовской "Саспирии" (Suspiria, 1977), и которая необычайно хороша в образе наивной девочки, которая очень быстро превращается в пресытившуюся и капризную "звезду". Жизнь звезды шоу-бизнеса, конечно, хороша, особенно под покровительством Свона, но в конечном итоге за все приходится платить: Феникс заплатила по счетам своим голосом; Призрак за возможность творить и слышать результаты своих трудов в исполнении Феникс - жизнью, а Свон... Свон тоже получил свое, ведь контракт с дьяволом это штука серьезная...

Творческий успех этого фильма заключается в том, что все составляющие картины "сшиты" друг с другом идеально, безо всяких "швов" и прочей халтуры, что безусловно является заслугой режиссера и сценариста Брайана Де Пальмы. Удачные пародийные моменты, хитовые музыкальные номера, прекрасная игра актеров, "новое прочтение" классических произведений и идеально сбалансированный монтаж - все вместе это слагается в культовую классику, которая, если говорить начистоту, намного обогнала свое время и адекватно воспринимается скорее сегодняшним зрителем, нежели публикой тридцатилетней давности. Всем поклонникам кинематографа, любителям мюзиклов и удачных пародий рекомендуется обязательно посмотреть данное кино, ну, а знатоки музыки дополнительно найдут немало забавных подколов в этом фильме (к примеру, во время сцены, когда секретарша DEATH Records листает папки с документами на артистов корпорации, среди них есть такие имена, как Alice Cooper, David Geffen, Bette Midler, Peter Fonda, Dick Clark, а также Kris Kristofferson :))...