После выхода третьей части "Фантазма" в 1994-м году, интерес к написанию сиквела проявил оскаровский лауреат (1995-го года за сценарий "Криминального Чтива" - награда была поделена с давним другом и соратником Квентином Тарантино) Роджер Авари (Roger Avary), который, с согласия Коскарелли, написал эпический сценарий под названием "Phantasm 1999", призванный пафосно и масштабно завершить всю серию. Бюджет для проекта должен был составлять довольно скромные по студийным меркам 15 миллионов, но везде, куда бы Коскарелли с Авари не обращались, они сталкивались с одной проблемой - студийные функционеры считали, что эпический масштаб [shotk phantasm4/t225/phantasm4_2.jpg]phantasm4/phantasm4_2.jpg[/shotl]ультра-жестокого сценария был слишком рисковым для реализации. Даже идея пригласить на одну из основных ролей легендарного Брюса "Эша" Кэмпбэла (Bruce Campbell) не растопила черствые души финансистов, и хотя буквально через пару лет хоррор с триумфом вернулся на экраны, судьба "Phantasm 1999" (по ходу дела переименованного в "Phantasm's End") была предрешена. А ведь мог бы получиться отличный фильм, который сам Авари (засветившийся в небольшом камэо трупа ;)) вкратце обрисовывал как микс из "Dawn of the Dead", "Escape From New York" и "Aliens"! Если бы Коскарелли получил финансирование, то "phanы" смогли бы насладиться следующей историей:

С момента окончания третьего фильма прошли годы, в течение которых Реджи постоянно мучили кошмары о Майке, захваченном Высоким Человеком. Из-за эпидемии желтой чумы, которую он вызвал, половина Соединенных Штатов была закрыта на карантин, а другая половина - готовилась к очередному отступлению. Не выдержав напряжения, Реджи, рискуя жизнью, проникает в карантинную зону, где встречает правительственный спецотряд, миссия которого - найти и уничтожить Высокого Человека вместе с его измерением. Разумеется, Реджи присоединяется к спецназовцам, и вместе они доходят до громадного похоронного комплекса, в котором находятся основные ворота в параллельный мир. Отряд героически сквозь них проходит, чтобы дать финальную битву на территории врага - Красной Планете Высокого Человека...

Если бы эта версия была снята, то концовка у сериала была бы потрясающей, но, как мы уже знаем, мэйджор студии не разделили энтузиазм Дона и Роджера, и послали их с этим проектом куда подальше. Решив вместо ничего дать "phanам" хоть что-то, Коскарелли наскреб скромнейшие 650 тысяч, вытащил пыльные бобины с вырезанными эпизодами первой части, снова позвонил всем основным актерам, и снял финальный (во всяком случае на данный момент ;)) эпизод долгоиграющего "Фантазма"...

Майк, с серебряной сферой в голове, на катафалке едет прочь от цивилизации, в скалистую пустыню Death Valley. Реджи, который, как мы помним, был облеплен шарами с ног до головы, благодаря милости Высокого Человека остается жив и невредим, и вновь бросается в погоню за Майком. Майк, при этом, пытается покончить с собой, но у него ничего не выходит, и тогда он решает узнать всю подноготную Высокого Человека, перемещаясь с помощью рамок в измерениях, пространстве и времени. Так он узнает, что его брательник Джоди, в виде серебряной сферы помогавший героям в третьей части, на самом деле уже не друг, а враг, хотя именно Джоди показал Майку самое начало в истории Толл Мэна. Вынужденный убить брата, но (полностью) так и не раскрывший секреты Высокого Человека, Майк, в конце концов, оказывается поверженным, а Толл Мэн, взяв то, что ему нужно, в очередной раз уходит сквозь портал в иное измерение. Реджи, горящий жаждой мести (со своей любимой четверостволкой), отправляется туда же...

Вынужденный работать почти без бюджета, Коскарелли снял четвертую часть как некую притчу, в которой герои часто и много вспоминают (для чего и понадобились вырезанные эпизоды первой части, некоторые из которых оказались довольно неожиданными), пытаясь разобраться в себе и произошедших с ними событиях. Особенно преуспел в этом, разумеется, Майк, полфильма проведший во "флэшбэках" и скалистой калифорнийской пустыне. Реджи, при этом, снова снял по дороге симпатичную девку, но увы и ах, ему опять "не дали", да еще шарами вместо сисек чуть башку не снесли. Билл Торнбери, играющий Джоди, со времени третьей части еще больше разъелся и постарел, зато Ангусс Скрим весь фильм держится бодрячком, хотя человеку во время съемок было уже за семьдесят! Экшена в этой части практически никакого нет (бюджет не позволил, хотя три старенькие тачки, все-таки, взорвали ;)), серебряные сферы с карликами почти не появляются, зато в плане "backstory" Высокого Человека господин Коскарелли ТАКОГО понаворотил, что лично я уже окончательно запутался в том, кто он такой, каковы его мотивы, зачем ему нужен был Майк и что, черт возьми, вообще происходит... Решив (теоретически) расставить все точки над i, Дон сотворил все с точностью до наоборот - открыл еще больше вопросов чем было в начале, и вообще окончательно все запутал. Ну, еще может быть альтернативное мнение, что это я такой тупой и нихрена не понял...

При этом, на удивление, смотрится все довольно живенько, и даже если ты не понимаешь подноготную того, что происходит, то все равно чувствуешь себя странным образом причастным к творящимся на экране событиям и судьбе персонажей. Мастерство ведь, как известно, не пропьешь, и Дон в этой части, конечно, сработал мастерски, грамотно смонтировав новые эпизоды со старыми (из первых трех частей). Юмора, правда, уже совсем практически нет, но и мрачная, нервная атмосфера оригинала в фильм не вернулась, из-за чего получился некий "философский сай-фай", ala "Солярис" Тарковского (местами), с малюсеньким-прималюсеньким экшеном (чуток в начале и в конце). Истинные поклонники сериала, разумеется, четвертой частью разочарованы не будут, но вот "мэйнстримовая публика" ее, скорее всего, не примет и не поймет. Я ее, если честно, тоже не особо понял, но зато - принял, чего и вам желаю сделать :)