В истории кино совсем немного фильмов НАСТОЛЬКО необычных и столь МЕГАкультовых, как "Фантазм", породивший (на сегодняшний день) три сиквела и "запустивший" успешную карьеру многих людей. А начиналось все довольно скромно в середине семидесятых, когда молодой и талантливый Дон Коскарелли с помощью денег своего папы (инвестиционного консультанта) решил стать независимым режиссером. И хотя молодой человек, как и многие в его годы, был большим поклонником жанрового кино, и в частности, "ужасов", для своего кинодебюта он выбрал мелодраму о трудной жизни подростка в семье алкоголиков - "Jim the World's Greatest". Первоначальный бюджет фильма в тридцать пять тысяч долларов в конечном итоге вырос до ста, но папу это не расстроило, так как после рекомендации критика Чарльза Чамплина (Charles Champlin) из газеты LA Times, за двести тысяч долларов картину выкупил Universal (что сделало Коскарелли самым молодым режиссером, фильм которого купил для дистрибуции мэйджор). Производство этой ленты свело Дона сразу с тремя людьми, сыгравшими впоследствии существенные роли как в его собственной жизни, так и в жизни будущего сериала - актерами Ангусом Скриммом и Реджи Бэннистером, и композитором Фредом Майроу (Fred Myrow). Фред был нанят Universal для написания музыки к "Джиму", и Коскарелли, успешно поработавший с композитором, впоследствии выбрал именно его для потрясающей "озвучки" своего будущего суперхита.

Хотя "Джим Великолепный" и не собрал большой кассы, Дон продолжил работать в "мэйнстриме", в том же (1976-м) году сняв семейную комедию "Kenny & Company" с третьим основным актером будущего сериала - молодым Майклом Болдвином. Пока "Кенни" лежал на полке, ожидая релиза, Дон Коскарелли на три недели уединился в горном домике, где и написал сценарий "Фантазма", скрестив в нем свои любимые жанры - "ужасы" и фантастику. Чем дольше он жил в одиночестве, тем более причудливой и необычной становилась концепция будущего фильма, хотя две вещи были неизменны с самого начала - персонажи Высокого Человека и Майка, специально написанные им для Ангуса и Майкла соответственно. Вновь обратившись к папе за финансами, Коскарелли получил от него триста тысяч, и с этим скромным бюджетом отправился в Южную Калифорнию, снимать свой будущий шедевр. Хотя из-за нехватки денег на многом пришлось экономить, на самом главном Дон экономить не стал, снимая фильм на камеры Panavision, дававшие отличное, исключительно профессиональное качество картинки. Будучи от природы не только талантливым, но еще и предприимчивым человеком, молодой режиссер арендовал все дорогое оборудование (типа ветряных установок) по пятницам, вовсю использовал его все выходные, и возвращал в понедельник, оплачивая аренду за "один рабочий день" ;) Таким образом, ему удалось использовать полученный бюджет по полной программе (чему способствовал и тот факт, что Дон не только написал сценарий и был режиссером, но еще поработал в качестве продюсера, оператора и монтажера), что вылилось в потрясающего качества фильм!

В небольшом провинциальном городке Америки любознательный паренек Майк Пирсон становится свидетелем странных событий - после похорон недавно умершего приятеля его старшего брата, высокий гробовщик не закопал могилу, а вытащил из нее гроб и погрузил в свой катафалк. С этого момента Высокий Человек стал преследовать мальчика, и Майк решил узнать, что же за странные дела творятся в похоронном доме. Пробравшись внутрь, он стал свидетелем жутких событий, о которых и поведал своему старшему брату. Уже втроем, вместе с продавцом мороженного Реджи, молодые люди решили раз и навсегда покончить с кошмаром Высокого Человека, но разве можно победить саму смерть, пришедшую, к тому же, с другой планеты?...

С самого начала "Фантазм" поражает зрителя чередой уникальных концепций, которых с лихвой хватило бы на несколько разных фильмов! Ну, во-первых, сама идея о пришельце, перерабатывающем в овальных контейнерах трупы для создания армии рабов и отправки их на свою планету - уникальна и необычна сама по себе. Ни до, ни (что очевидно) после "Фантазма" ничего подобного не было, хотя гибриды хоррора с фантастикой до сих пор случаются вполне регулярно. Второе изобретение Коскарелли, ставшее великой иконой сериала и до сих пор потрясающее своей элегантной и исключительно смертельной концепцией, это серебряная сфера - футуристическое оружие Высокого Человека, который, впрочем, не брезговал и более приземленными способами убийства - кинжалом. Третье выдающееся достижение Дона - уникальная атмосфера некой страшной тайны и ужаса перед неизведанным, которую он исключительно грамотно нагнетает с помощью впечатляющих локаций и потрясающей музыки Фредам Майроу. Его заглавная тема моментально врезается в память и остается там навсегда, добавляя жути и без того мрачной и таинственной атмосфере фильма, с самых первых кадров погружающей зрителя в нервное, беспокойное состояние. Что же касается локаций, то потрясающие по своей детальности и натуралистичности интерьеры похоронного дома выстроили в помещении старого склада, который нашел ко-продюсер и давний приятель Дона еще по колледжу (деливший с ним одну комнату в студенческой "общаге" ;)) Пол Пепперман (Paul Pepperman). Экстерьеры же снимали в Окланде, Калифорния, где располагается старинный викторианский особняк, ставший не только "похоронным домом Фантазма", но так-же засветившийся в другом хорроре "Burnt Offerings" (1976) и даже в одной из серий "бондианы" - "A View To A Kill" (1985).

Но как бы ни была хороша концепция, какой бы замечательной не была музыка и спецэффекты, все это ничто, если в фильме нет хороших актерских работ, но тут их, слава богу, масса! Начать нужно, безусловно, с иконы всего сериала, "Высокого Человека" Ангуса Скримма, урожденного Lawrence Rory Guy. Начав свою кинокарьеру в семидесятых с небольших "supporting roles", Лоуренс Рори Гай взял псевдоним "Ангус Скримм" именно на съемках "Фантазма", работа в котором стала для актера переломным моментом в карьере. Сыгранный им персонаж, Высокий Человек, после выхода фильма моментально взлетел на пантеон культовых кинозлодеев, а сам Ангус вошел в высшую лигу жанровых актеров, активно работая в девяностых и двухтысячных, но пропустив, по каким-то странным причинам, большую часть восьмидесятых. Именно уникальная игра Ангуса, его фирменный взгляд и зловещий голос, произносящий культовое "Booooy!", сделала из Высокого Человека мегакульт, а неудобства, связанные с ношением костюмов на несколько размеров меньше (чтобы казаться еще выше) с лихвой компенсировались свалившейся на Скримма жанровой славой и превосходными рецензиями критиков. Однако таланты Лоуренса лежат не только в актерской плоскости, где он известен лишь последние тридцать лет своей долгой (родился аж в 1926-м !!!) жизни, но еще и в журналистике, которой он, в основном, и занимался, работая для таких изданий как TV Guide, Cinema Magazine, the Los Angeles Herald Examiner и многих других. Помимо журналистики, в музыкальном мире он известен как талантливый писатель "liner notes" - сопроводительной информации к тысячам CD и LP релизов абсолютно разных жанров (от классики, до джаза, и даже до рока), и за эту свою работу в 1974-м году он даже удостоился Грэмми (за пластинку KORNGOLD: The Classic Erich Wolfgang Korngold)! Поклонники кино, однако, запомнят его исключительно как "Высокого Человека"... ;)

Второй культовой фигурой сериала стал очаровательно лысеющий "мороженщик" Реджи Бэннистер, профессиональный музыкант, переигравший в куче групп и выпустивший сольно пять альбомов, прежде чем начать свою кинокарьеру в дебюте Коскарелли "Jim the World's Greatest". Именно персонаж Бэннистера, Реджи, является самым симпатичным во всем сериале, затмевая своей естественной харизмой как Майка, так и его смазливого братца Джоди. Как и у Ангуса, настоящий "актерский прорыв" у Бэннистера случился именно с выходом "Фантазма", хотя по настоящему актерской работой его загрузили лишь в девяностых и особенно в двухтысячных. Сейчас Реджи является культовой личностью наравне с Брюсом Кэмпбелом, и, обладая собственной производственной конторой, прекрасно себя чувствует в зловещем мире голливудского шоубизнеса :)

Молодая звезда "Фантазма", сын режиссера и продюсера Жерарда Болдвина (Gerard Baldwin), Майкл, был участником актерского кружка "Teenage Drama Workshop" в калифорнийском государственном университете, где и познакомился с Доном Коскарелли, который дал ему возможность сняться в своем втором фильме "Kenny & Company". Это, в свою очередь, не только привело Майкла к дальнейшей работе с режиссером в "Фантазме", но и имело другие последствия в виде неожиданного получения статуса "teen idol" в Японии! Что же касается "Фантазма", то в нем Майкл отлично продемонстрировал свои недюженые актерские способности, которые он, к сожалению, не стал развивать, сосредоточившись в восьмидесятых на "исследовании своей духовной сущности", практикуя всеразличные медитации и изучая мистические учения. В 1994-м году, однако, он вновь был соблазнен Коскарелли "вернуться в профессию" со съемками третьей части "Фантазма", а в 1998-м он уже не только играл в его четвертой части, но и являлся ко-продюсером. В начале двухтысячных последовали две незначительные роли, после чего Майкл полностью сосредоточился на собственной актерской школе в Лос Анджелесе...

Экранный брат Майкла, Билл Торнбери, единственный из всех актеров, который не работал с Коскарелли до "Фантазма". Будучи по профессии учителем музыки, свою кинокарьеру Билл начал с дешевой подростковой секс-комедии "Summer School Teachers" (1974), а продолжил годом позже в успешном телевизионном фильме "Sarah T. - Portrait of a Teenage Alcoholic", после чего судьба привела его на кастинг к Коскарелли, который и дал ему роль Джоди в "Фантазме". Какими то особыми актерскими дарованиями Билл Торнбери не выделяется, хотя и исполняет доверенную ему роль на неплохом уровне, являясь, при этом, смазливым симпатяжкой. С такой внешностью он мог бы добиться многого, но так как актерство никогда не было его целью, а основным занятием и увлечением всегда была музыка, то после "Фантазма" на большом экране Билл появился лишь три раза, да и то, два из них в сиквелах культового сериала... ;)

Не смотря на очевидные бюджетные ограничения, прекрасно снятый и отлично смонтированный, "Фантазм" легко был продан крупному дистрибьютору AVCO Embassy Pictures, который 28 марта 1979-го года с оглушительным успехом выпустил фильм на экраны Америки, собрав фантастическую для низкобюджетного независимого кино сумму в 12 миллионов долларов (по версии IMDB, а по версии Variety - более 15 миллионов...). В Америке лента моментально стала культом, открыв Дону широкую дорогу в Голливуд, но заокеанские дистрибьюторы, почему-то, не спешили прокатывать фильм. Лишь в ноябре 1980-го небольшой независимый дистрибьютор GTO Films запустил картину в Англии, где она не стала большим кассовым хитом в кино, зато получила феноменальный успех на видео (фильм был выпущен в обоих конкурирующих форматах - Betamax и VHS), попав в десятку видеопроката 1981-го года. В Австралии же местный дистрибьютор и вовсе сменил название ленты на "The Never Dead", чтобы потенциальные зрители не спутали его с популярной (и также культовой) австралийской секс-комедией 1976-го года "Fantasm"... ;)

"Phantasm", ультраоригинальный микс из фантастики и ужасов, отлично сыгранный и талантливо снятый, почти сразу после своего релиза стал мегакультом, навечно поселившись в сердцах миллионов жанровых фанатов всего мира. Судьба Дона Коскарелли отныне была почти исключительно связана с этим сериалом, равно как и судьбы Майкла Болдвина, Реджи Бэннистера и Ангуса Скримма, ставшими (кроме Майкла) поистине культовыми фигурами. Этот фильм (и все его сиквелы) обязан быть в коллекции любого уважающего себя поклонника кино, вне зависимости от жанровых предпочтений и личных пристрастий, ибо это не просто мегакульт, но еще и настоящий шедевр!