Молодому поклоннику жанрового кино Фреду Деккеру, по сути, просто повезло, ибо он случайно познакомился с продюсером Чарльзом Гордоном (Charles Gordon), которому очень понравился написанный Фредом за пару недель сценарий, куда он понапихал все, что очень любил в детстве - пришельцев, зомби и слэшеры. "Пробив" этот сценарий "у нужных людей", Чарльз получил с TriStar Pictures очень приличные для такого проекта 5 миллионов долларов бюджета, на которые Фред с удовольствием снял сборную солянку из своих любимых фильмов :)

С космического корабля пришельцев в открытый космос выкинули капсулу с неким экспериментом, которая приземлилась в 1959-м году недалеко от университетского кампуса. Ее нашел один из парней, и в него вселился инопланетный паразит. А через 27 лет замороженное в секретной лаборатории тело этого парня разморозили непутевые студенты все того же университета, не подозревавшие, на что подписались. А подписались они на паразитический зомби апокалипсис в отдельно взятом американском кампусе, ибо инопланетные паразиты сначала превращали людей в зомби, размножаясь в их мозгу, а затем через разбитую черепную коробку выползали наружу, заражая все новых людей. И остановить их мог лишь прожженный детектив полиции с крупнокалиберным "магнумом" и парочка студентов с огнеметом и дробовиком... ;)

То, что Фред Деккер очень любит жанровое кино, понятно уже в самом начале фильма, но молодой человек (на момент производства ему было всего 27 лет!) совершил классическую ошибку "особо насмотренных" дебютантов, постаравшись впихнуть в свою ленту вообще все, что он когда-либо видел и слышал. Так в картине появились не только кучи угадываемых за версту жанровых штампов, но и масса отсылок к его любимым режиссерам (George A. Romero, John Carpenter, Tobe Hooper, David Cronenberg, James Cameron, John Landis, Sam Raimi и Steve Miner), фамилии которых он дал своим персонажам (Chris Romero, James Carpenter Hooper, Cynthia Cronenberg, Det. Ray Cameron, Det. Landis, Sgt. Raimi и уборщик Mr. Miner). А кампус, в котором происходит все действие, принадлежал Corman University ;) В гомеопатических дозах это, разумеется, забавно, но когда весь фильм, по сути, представляет собой перемолотые в мелкую муку жанровые штампы, то это начинает уже, местами, напрягать. Помимо отсылок к культовым режиссерам Фред пригласил в свою картину и обязательного для любого уважающего себя жанрового проекта "камеиста" (от слова cameo) Дика Миллера (Dick Miller), а также активно снимавшегося все у того же Ромеро и Карпентера "крутого парня" Тома Эткинса. Который здесь действительно очень хорош, с душой играя меланхоличного копа с суицидальными наклонностями и "фирменной" фразой "Thrill me!".

Хороши тут, в общем то, и остальные актеры, большинству из которых, в отличие от Тома и Дика, не удалось построить серьезной карьеры, но которые, тем не менее, тут на своих местах. Как и все остальные члены съемочной группы, умудрившиеся выжать из второсортного, уж если говорить на чистоту, сценария, максимум интересных и забавных моментов. Понимая, что на полном серьезе снимать такую историю нет никакого смысла, Фред Деккер снабдил картину многочисленными юморными эпизодами, которые, тем не менее, редко работают. Во всяком случае, я лишь в паре мест ухмыльнулся, в то время как смешить меня пытались как минимум раз десять. Равно как и пугать, но с тем же эффектом, ибо пугаться тут нечему, а вот оценить работу спецэффектщиков и гримеров, среди которых были будущие звезды (ребята из KNB, например), можно, ибо они постарались на славу и выглядит все очень неплохо даже сейчас.

Собственно говоря, это кино только сейчас и можно оценить по достоинству, в то время как в середине восьмидесятых народ еще не привык к хоррор-комедиям, а маркетинговый департамент студии не понимал, как такие фильмы продавать. В итоге "Night of the Creeps" без какой-либо помпы выкинули на жалкие 70 экранов, где он благополучно и затух, собрав около шестиста тысяч долларов. Зато на видео его ждал невиданный успех и культовый статус, благодаря которому Фреду, вероятно, и выдали уже 12 миллионов (!) на его следующий коммерчески провальный (сборы с 1280 экранов $3,769,990), но снова культовый в Америке, проект "The Monster Squad" (1987). Оказала "Ночь Кошмаров" и влияние на новую волну молодых кинематографистов (да да, я смотрю конкретно на тебя, James Gunn ;)), которые в лучших традициях "пост-пост-постмодерна" решили "перелопатить перелопаченное" и снять свою версию "Night of the Creeps" под названием "Slither" (2006), которая в точности повторила судьбу оригинала, провалившись в прокате, но став культом на видео :)

Посмотреть "Ночь Кошмаров" обязан буквально каждый поклонник жанрового кино, хотя бы потому, что посмотрев ее не обязательно смотреть большинство других "B-movies" из которых она черпала сюжеты и вдохновение. Однако явный перебор с цитатами и штампами дает о себе знать, и некоторые моменты фильма скорее раздражают, чем развлекают. Однако мало у кого в столь юном возрасте получается идеально в кино дебютировать, поэтому Фреду простительно, а вот что я никогда ему не смогу простить, так это третьего "Робокопа"... ;)