После самоубийства подруги профессор литературы и писатель Самюэль Соломон запил и целый год не написал ни строчки, находясь в добровольном заточении у себя в квартире. Где ему начали сниться навязчивые кошмары о ритуальном убийстве женщины, которые через некоторое время стали явью - в одном из домов полиция обнаружила тело женщины с перерезанным горлом, лежащее внутри белого круга. Посмотрев в газете на изображение жертвы и поняв, что это именно та женщина, убийство которой он видел во снах, потрясенный Самюэль отправился на место преступления, где нашел старую фотографию нескольких мужчин с надписью на обратной стороне "белый круг", а также встретил молодую девушку, которой тоже снились такие же сны. Вместе, они нашли на чердаке странный объект в виде черного яйца с цитатой Данте Алигьери (Dante Alighieri), связавший, в итоге, их судьбы. Ведь Самюэль вторгся на территорию бессмертных муз, которым ОЧЕНЬ нужно было это яйцо, ради чего они готовы были убивать...

Этот фильм является Испано-Ирландо-Бельгийско-Французской ко-продукцией и экранизацией книги испанского писателя Хосе Карлоса Сомозы (Jose Carlos Somoza Ortega) "Леди Номер Тринадцать" ("La Dama Numero Trece", 2003), которая в свое время была в испаноязычных странах бестселлером. А поставил ее никто иной, как один из авторов (вместе с Paco Plaza) другого испаноязычного бестселлера, только уже в области кино, - суперуспешного зомби-сериала "[Rec]". Как и в случае с "Репортажем", на этом проекте Хауме Балагьеро стал соавтором сценария, предпочитая, видимо, иметь максимальный контроль над сценарным материалом, но в отличие от первых "found footage" частей "[Rec]", его новая лента снята "традиционно", и местами, я бы даже сказал, "академично". А еще она местами сильно смахивает на ранние фильмы Ардженто (Dario Argento), причем не в плане "визуала", а чисто с атмосферной, настроенческой и тематической точек зрения, ведь "Муза", которую наши прокатчики выкинули на широкие экраны под более "коммерческим", но и откровенно дебильным (если знать, кто такие музы, конечно ;)) названием "Муза Смерти", является ни чем иным как мистическим детективом. Которые снимал, как вы помните, и Ардженто, в виде его знаменитой "трилогии про матерей". С которой эта лента имеет много общего, ведь в ней тоже рассказывается о бессмертных мистических созданиях, у каждой из которых есть свое имя и "специализация", и бОльшая часть которых смертельно опасна.

Я не знаю, осознавал ли мистер Балагьеро сходство сценарного материала "Музы" с мистической трилогией Ардженто, и если осознавал, то до какой степени, но одно я знаю абсолютно точно, - визуально он итальянского мастера совсем не копировал. Потому что в его ленте нет затейливого цветного освещения и неожиданных ракурсов, зато есть неожиданная лично для меня (после "ручных", в смысле "POV" съемок трясущимся камкордером, "Репортажей") академичность, с медленными проездами камеры и классическим построением кадра. Подобное творческое решение, однако, явно диктовалось материалом, и как нельзя кстати подходит всей истории, которая по ходу своего развития становится все страннее и запутанней. Это, впрочем, давнишняя "фишка" европейского кино, - рассказывать довольно странные истории, частенько в жанровой обертке. "Странность", впрочем, бывает разная, и по отношению к этой ленте у меня сложилось двоякое впечатление. С одной стороны, мистическо-детективная составляющая в первой части фильма получилась весьма интересной, а с другой, чем дольше я его смотрел, тем больше у меня крепло впечатление, что автор закручивает сюжет не ради рассказываемой истории, а ради самого процесса, закидывая в картину все новые и новые повороты не потому, что этого требует логика повествования, а исключительно ради удивления зрителя. А в итоге, даже понимая, что смотришь мистический детективный триллер с небольшими хоррор элементами, ты в рассказанную им историю не веришь, ощущая ее фальшивой и высосанной из пальца. При том, что визуально и технически "Муза" снята на очень хорошем уровне, и играют в ней "актеры с именами", вроде Франки Потенте и появляющегося в небольшой, но важной роли, Кристофера Ллойда (Christopher Lloyd).

Безусловно, этим проектом Хауме Балагьеро показал, что может снимать фильмы в разных жанрах и в разных техниках, и многое в картине сделано весьма грамотно (например, спецэффекты, за которые лента была номинирована на Gaudi Award), но не всё. Помимо наворачивающей каждые пятнадцать минут "твисты" истории, выливающейся, в итоге, в довольно странную и искусственную конструкцию, "Муза" еще и очевидно затянута, что довольно странно, учитывая не такой уж и раздутый, по сравнению со "стандартным", хронометраж в 107 минут. Из которых минут десять явно лишние, и их вполне безболезненно можно было бы оставить на монтажном полу. Чего, однако, сделано не было, и это добавляет негатива общей оценке картины, которая, на самом деле, неплоха, обладая собственным визуальным стилем и (местами) мистической атмосферой. Однако до лучших образчиков жанра новая лента Хауме Балагьеро явно не дотягивает.

Даже несмотря на "именитых" актеров и известного режиссера, "Муза" очевидно является продуктом для "внутреннего европейского потребления" с весьма ограниченным, в плане количества территорий, прокатом. В большинстве стран мира она пойдет или уже пошла сразу на видео, ну а нам дали возможность посмотреть ее на большом экране. Воспользуются которой, я думаю, мало кто, ибо я, например, сидел на этом фильме в зале абсолютно один... зато с комфортом ;)