После относительного успеха фильма «Смертельный Выводок» («The Deadly Spawn», 1983) у его продюсера Теда Бохаса (Ted A. Bohus) появилось и постепенно окрепло желание снять продолжение. Дело, однако, было не в прибылях, а в увлечённости Бохаса и его команды sci-fi хоррорами про монстров, так что спустя семь лет, в 1990-м, он выпускает на голубые экраны фильм «Метаморфозы». Изначально планировалось снять прямое продолжение "Выводка" под названием «The Deadly Spawn 2: Metamorphosis», поэтому некоторые называют его второй частью "The Deadly Spawn", однако сюжетно фильмы никак не связаны, поэтому говоря о степени родства между этими картинами, самое смелое заявление, которое можно сделать, — это назвать второй фильм ремейком.

Сюжет которого незамысловат. В некой секретной биоинженерной лаборатории проводятся опыты с инопланетными организмами с целью использования их ДНК в народнохозяйственных и военно-промышленных нуждах. Естественно, такие опасные исследования сопряжены с большим риском. Риском того, например, что какая-нибудь из подопытных тварей укусит учёного, и тот под действием чужеродной генетики начнёт превращаться в монстра.

Являясь, по сути, малобюджетной DTV-постановкой, картина удивительным образом сочетает в себе черты типичного дешёвого трэша и действительно качественного ужастика. К первым можно, прежде всего, отнести наивно-картонных персонажей в исполнении не очень хороших актёров. Нелогичность их поступков, а также пафосность и инфантилизм диалогов, всё это присутствует тут в полном объеме и является неизменными атрибутами ленты. Исключением, пожалуй, стал лишь Маркус Пауэлл, сыгравший начальника исследовательского комплекса. По сюжету он является отрицательным персонажем, воплощением тех людей, которые интересы фирмы ставят выше человеческой жизни, и Маркус, по-моему, справился со своей задачей очень хорошо. Конечно, это не Вилос Кохааген (Vilos Cohaagen) из «Вспомнить Всё» («Total Recall», 1990), но что-то сильно его напоминающее, и на блеклом фоне остальных персонажей он единственный выглядит как реальный человек, что, несмотря на его антигуманную жизненную позицию, заставляет зрителя невольно ему сочувствовать.

Кроме того, малобюджетность картины проявляется в скудном наборе декораций. Например, внимательный зритель легко сможет заметить, что коридоры лаборатории на самом деле представляют собой закольцованный тоннель, по которому бегают актёры, порой оказываясь на том же месте, с которого они начинали движение.

Однако все эти недостатки чуть более, чем полностью, компенсируются хорошо выполненной stop-motion анимацией, неплохой аниматроникой, а также страшными монстрами и саспенсом. Таки да, картина сама по себе довольно жуткая, а это, на мой взгляд, главное качество фильма ужасов, самая сильная часть которого, — демонстрация постепенного превращения тела учёного, некогда бывшего человеческим, в нечто абсолютно чужое и ужасное. Причём наиболее страшно выглядит не конечный результат метаморфозы, тоже, на вид, отнюдь не дружелюбный, а её переходные формы, ещё сохраняющие черты человека и оттого выглядящие как жуткая, невозможная, отталкивающая карикатура на него. Впечатление это производит очень сильное.

Да и вообще, монстров в фильме довольно много, и созданы они очень креативно: эти твари мутируют, разделяются на части, отращивают себе зубы и щупальца. Даже от одного только взгляда на них становится неуютно, не говоря уже о сценах, в которых создания знакомятся со вкусом человеческой плоти. Бюджет этого фильма был явно существенно выше копеек, потраченных на «Deadly Spawn», и львиная доля его ушла на спецэффекты, что легко объясняет столь слабый актерский состав и не очень качественный сценарий.

Ещё одним приятным добавлением к достоинствам ленты является нелинейное повествование. Основная часть истории рассказывается от лица коллеги и по совместительству подруги пострадавшего учёного в виде флэшбэков. Сами герои в это время находятся в кабинете управляющего и пытаются понять, как им поймать завершившее свои превращения и сбежавшее из медбокса нечто, а также осталось ли в нём хоть что-то от прежнего "хорошего парня" и можно ли повернуть случившееся с ним вспять. Я бы не сказал, что нелинейность рассказа является важным или определяющим фактором, который отличает хорошее кино от плохого, но это, по крайней мере, добавляет интереса к происходящему на экране. Тем более, что такой подход никак не мешает обильно разбавлять повествование многочисленными gore-сценами. В этом смысле создатели фильма не стали тянуть кота за сами знаете что, предъявив товар лицом уже через несколько минут после вступительных титров.

В целом же, это кино производит впечатление очень неровное: классные и пугающие моменты чередуются с глупыми и нелогичными. Однако сделано оно по жанровым канонам тех времён, что сейчас воспринимается как «шарм восьмидесятых», с постепенным нагнетанием напряжённости и зрительского интереса к развязке. С одной стороны, фильм сильно напоминает культовый «The Thing» (1982) Карпентера (John Carpenter): замкнутое пространство лабораторий, волей директора превращённое в смертельную ловушку для находящихся там людей, которые, словно на станции Мак-Мёрде, вынуждены полагаться только на свои силы; плюс монстры, становящиеся всё более жуткими прямо на глазах у зрителей. С другой стороны, понятно, что общий уровень картин совершенно разный.

Этот фильм нельзя назвать отличным, но и безнадёжным его тоже не назовёшь. Однако лента, к сожалению, имеет незаслуженно плохую репутацию, хотя как мне кажется, вполне может понравиться многим. В частности тем, кто готов терпеть неубедительную актерскую игру и странные диалоги ради грамотно нагнетаемого саспенса и интересной сюжетной канвы. Этот необычный фильм я рекомендовал бы всем любителям «monster movies» если и не для коллекции, то хотя бы для ознакомления, ибо он однозначно стоит потраченного на него времени.