Одним из наиболее примечательных характерных актеров Америки 80-х годов прошлого века, является, на мой взгляд, Джо Спинел. Обладая незаурядной фактурой, уже в 70-х он пробился на киноэкраны, причем его дебютным фильмом стал "Крестный Отец" ("The Godfather", 1972) Фрэнсиса Форда Копполы (Francis Ford Coppola). Понятное дело, что с таким дебютом, даже без указания Джо Спанюоло (таковым было настоящее имя Спинела, американизированное по настоянию продюсеров) в титрах, его карьера быстро пошла в гору и уже во второй части криминальной саги, вышедшей в 1974-м году, роль Спинела была намного больше. После этого он стал относительно известным, появившись в эпизодах таких культовых ныне лент, как "Таксист" ("Taxi Driver", 1976) Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) и "Рокки" ("Rocky", 1976), где он сыграл вместе со своим близким другом, Сильвестром Сталлоне (Sylvester Stallone). Однако настоящим бенефисом Спинела является одна из его немногих главных ролей в поставленном по его же сценарию фильме "Маньяк", где он сыграл ...

... управдома Фрэнка Зито, отчужденного и одинокого маньяка-убийцу, страдающего кучей психических расстройств самого разного типа, от раздвоения личности до галлюцинаций. Живет он в странной, захламленной невообразимыми вещами и уставленной манекенами квартире, где центральное место занимает своеобразный алтарь в честь его умершей матери – Кармен Зито. Та, будучи жива, тушила о руки несчастного окурки, оставшись в его жизни как доминанта, ревнующая ко всей женской части человечества. В то время как все добропорядочные ньюйоркцы готовятся к рождеству, Фрэнк выходит на улицы темного, холодного и заваленного хламом города, каковым "Большое Яблоко" является в действительности (во всяком случае, являлось таковым в 80-х ;)), резко контрастируя с образом карамельного мегаполиса больших возможностей, преподносимого туристам на открытках и в дорогостоящих блокбастерах. Выходит, чтобы убивать, преимущественно девушек, но не гнушается и молодыми парами. А после очередного акта насилия Фрэнк снимает со своих жертв скальпы и одежду, которые становятся нарядом для очередного манекена ... И продолжается так до тех пор, пока Зито не встречает фотографа Анну Д’Антони, которая решила сфотографировать его в парке. Узнав ее адрес, маньяк начал встречаться с Анной, не переставая, впрочем, охотиться на других девушек ...

Этот фильм уникален во всем, от блестяще проработанной "нео-нуар" атмосферы, полной поэтической отчужденности, до сверхнатуралистичного грима, созданного культовым Томом Савини (Tom Savini), которому здесь помогал не менее, а может быть и более известный широкой общественности Роб Боттин (Rob Bottin). Однако, безусловно, наиболее сильным компонентом фильма является блестящая актерская игра Джо Спинела, сделавшего своего персонажа не просто картонной фигурой, типичной для slasher и splatter фильмов, к коим часто причисляют и "Маньяка", но человеком страдающим, одиноким и вызывающим жалость. Фрэнк Зито – не хищник, не машина смерти, которой часто являются маньяки из кинофильмов. Он такая же жертва бессмысленного безумия и жестокости этого мира, как и те, кто попали под его лезвия. Маньяк в исполнении Спинела то устраивает кровавую бойню на задворках Нью-Йорка, то сутками безвылазно сидит в своей квартире, занимаясь малопонятными вещами, вроде безуспешных попыток выстрелить в стену из пистолета под мелодию детской механической игрушки.

По сути дела фильм является пусть не очевидным, но манифестом против детского насилия, одновременно удовлетворяя, при этом, и развлекательные потребности жанровой публики. И это не смотря на то, что бюджет ленты составил смешные даже по меркам независимого американского кино деньги, – 550 000 долларов. Разумеется, съемочная группа из-за этого экономила практически на всем. Так, сцены снимались, по большей части, с первого дубля, а те, что на натуре – ещё и партизанским образом, без разрешений. Вертолетные виды Нью-Йорка пришлось позаимствовать у параллельно монтировавшейся ленты Дарио Ардженто "Ад" (Dario Argento's "Inferno", 1980), из-за занятости в которой роль Анны не смогла сыграть тогдашняя "подруга" мастера, Дарья Николоди (Daria Nicolodi). С этой задачей, впрочем, успешно справилась и бывшая модель, имевшая на тот момент в жанровом кино звездный статус и немалое число ролей, Каролина Манро. Однако большинство актеров в фильме, - непрофессионалы. Это либо друзья-родственники-знакомые членов съемочной группы (дети в парке, например, племянники Спинела), либо они сами (режиссер сыграл менеджера отеля, а продюсер – бойфренда второй медсестры), либо вообще порноактрисы, вроде Эбигейл Клэйтон, указанной в титрах под своим "творческим псевдонимом" Gail Lawrence. Да и режиссер "Маньяка" был тоже вытащен Спинелом из порнобизнеса, в результате чего мы имеем нынче не только несколько культовых фильмов, вроде "Маньяка-Полицейского" ("Maniac Cop", 1988) или "Дяди Сэма" ("Uncle Sam", 1997), но и одного из лучших независимых издателей жанрового кино, компанию "Blue Underground" ;).

Тотальная экономия ударила и по спецэффектам Савини. Так, безголовая фигура во время галлюцинаций Фрэнка, перед "Маньяком" успела побывать обезглавленной Миссис Вурхис в культовой "Пятнице 13-е" ("Friday The 13th", 1980), а хранящийся в арсенале Зито мачете вместе с фигурой, голову которой прострелили в самой известной сцене ленты, перекочевали из культового шедевра Джорджа А. Ромеро "Рассвет Мертвецов" (George A.  Romero's "Dawn of the Dead", 1978). К слову, именно сцена прострела головы Тома Савини, сыгравшего очередную жертву маньяка, стала для фильма настоящей визитной карточкой, а знаменитый критик Джин Сискель (Jean Siskel) как-то признался, что ушел с картины именно на этом эпизоде, посчитав, что после ТАКОГО она уже не сможет себя реабилитировать. Снимался этот эпизод с одного дубля, а на курок решил нажать сам Савини – именно его, а не Спинела руки сжимают ружье, разносящее вдребезги замечательно сделанный муляж. Том позже признавался, что ощущения от стрельбы в собственную голову были весьма необычными ;)

Необычным получился и сам фильм, моментально ставший источником вдохновения для других кинематографистов и разочарований для особо ушлых музыкантов. Так, из числа номинантов на "Оскар" в 1983-м году была исключена композиция Майкла Сембелло (Michael Sembello) "Maniac", когда выяснилось, что она не написана специально для фильма "Flashdance" (1983), а является переработанным вариантом песни, которая должна была прозвучать в фильме "Маньяк". Когда Спинел и Лустиг решили, что по своей интонации композиция не подходит их ленте, Сембелло просто переписал слова (к примеру, строки "He’s a maniac, maniac that’s for sure, he will kill your cat and nail him to the door" стали куда более безобидными "“She’s a maniac, maniac, on the floor, and she’s dancing like she’s never dance before") и продал песню другому фильму. Ну а "Маньяк" замечательно обошелся оригинальной музыкой Джея Чаттавея (Jay Chattaway), который со своей работой справился прекрасно, написав замечательную и очень грустную музыкальную тему.

В итоге, не смотря на маленький бюджет и отсутствие рейтинга MPAA, фильм собрал большую для независимого кино кассу в 6 миллионов долларов, сделав создателей людьми довольно состоятельными. Кстати, в Греции картина была настолько популярной, что там даже склепали ее нелегальный ремейк под названием "Душитель Сигру" ("O Stragalistis Tis Sigrou", 1986), судьба которого весьма незавидна, ибо его издавали лишь на видеокассетах, да и то, наиболее распространенный вариант дополнили не имеющими никакого отношения к его сюжету сценами из известных греческих порнофильмов, чтобы ленту можно было продавать как порно :). В Америке же дополнительной рекламой "Маньяку" послужили протесты феминисток, усмотревших в творении Лустига женоненавистнические мотивы, чему совсем был не рад Джо Спинел, обидевшийся на феминисток за то, что они не поняли задумку его фильма как манифеста против детского насилия. Решив попробовать достучаться до черствых женских сердец снова, с 1986-го по 1989-ый год Спинел тщетно пытался найти деньги на производство сиквела, а когда ему это наконец удалось, - скоропостижно скончался.

Вокруг его смерти, кстати, до сих пор ходят легенды. Так, одна из них гласит, что он умер от передозировки наркотиков, а другая предполагает смерть от истощения организма вследствие серьезного употребления алкоголя и стресса от смерти матери, скончавшейся в 1987-м году от сердечного приступа. Но настоящей причиной смерти Джо, скорее всего, стал приступ астмы, заставший актера в неподходящий момент, когда в его руках было что-то острое. Случайно порезавшись, страдавший гемофилией Спинел просто истек кровью. Впрочем, это тоже лишь версия.

Однако последняя работа Джо, - сиквел "Маньяка", все же дошел до нас в виде пробного короткометражного фильма, снятого режиссером Бадди Джовинаццо (Buddy Giovinazzo) для того, чтобы показывать его потенциальными продюсерам полнометражной версии. Эта десятиминутная лента фактически является ремейком малоизвестного халтурного триллера 1975-го года "Психопат" ("The Psychopath"), в которой Спинел даже не потрудился существенно поменять имя главного героя – Мистер Раби (Mr. Rabi) стал у него Мистером Робби (Mr. Robbie) :). По сюжету Мистер Робби, популярный ведущий детского телешоу, испытавший в детстве жестокое обращение родителей, приходит в депрессию, узнав, что одного из его маленьких зрителей обварил кипятком отец-повар в качестве наказания за то, что мальчик постоянно смотрит телевизор. Напившись в ресторане, Робби случайно обнаруживает, что именно в нем и работает тот самый повар, ко всему прочему, ещё и наркоман, от чего ему окончательно "сносит крышу" и он решает "замочить" супостата...

За десять минут экранного времени Джовинаццо и Спинел, пользуясь лишь подручными средствами, непрофессиональными актерами и сюжетом, взятом из откровенно плохого фильма, сумели не только показать свое негативное отношение к насилию над детьми, но и сделать нечто, что могло бы послужить основой хорошего фильма, продолжив не сюжет и не форму "Маньяка", а его гуманистическую суть и социальный месседж. Эту короткометражку, которую можно найти в качестве дополнения на специальном издании "Маньяка" от Blue Underground, можно расценивать как самостоятельное художественное произведение и теперь нам приходится лишь сожалеть, что она так и не стала полнометражным фильмом, у которого были все шансы превратиться в "лебединую песню" Спинела, а может, и во что-то большее.

"Маньяк" может быть интересен не только как один из лучших, по моему глубокому убеждению, образцов slasher’a, но и как жанровая лента с большим гуманистическим посылом, что, согласитесь, случается нечасто :) Вот лишь до зрителя этот посыл, к сожалению, в большинстве случаев так и не доходит...