"Мачете" Роберта Родригеза, - это удивительной судьбы фильм, трейлер которого появился аж за три года до выхода картины на широкие экраны, и вовсе не потому, что лента лежала все это время "на полке" или у нее оказался столь долгий post-production период. Просто трейлер этот был частью проекта Родригеза и его друга Квентина Тарантино (Quentin Tarantino, который, кстати, является одним из продюсеров "Machete") "Grindhouse" (2007), и вовсе не предусматривал съемок реальной картины. Однако реакция аудитории на него оказалась настолько мощной и позитивной, что Роберт был просто вынужден начать съемки полнометражного "Мачете" под давлением жаждущих угарного "мексплоитейшена" фанатов, закидавших режиссера электронными посланиями и комментариями на многочисленных интернет ресурсах. Достав из загашника оригинальный сценарий, написанный им еще во время съемок "Desperado" в 1993-м году, Родригез его немного доработал, пригласил на должность второго режиссера своего старого кореша-монтажера Итана Маниквиса, и с ним на пару снял угарнейшее в своей безбашенности кино о первом мексиканском супергерое в обличье шестидесяти шести летнего Дэнни Трехо...

...Который, будучи мексиканским федералом, перешел дорогу жестокому наркобарону Торрезу, убившему за это его жену и дочь. Чудом избежав смерти, через три года герой Трехо по имени Мачете оказывается по ту сторону мексиканской границы, в Техасе, подрабатывая разнорабочим. Его замечает помощник ультраконсервативного сенатора МакЛафлина, пытающегося переизбраться на жесткой антииммигрантской платформе, и нанимает завалить своего босса за сто пятьдесят тысяч долларов, намекая, что альтернатив у парня нет. "Заказ" этот, впрочем, был подставой с целью поднять падающие рейтинги сенатора, выставив его пострадавшим за идею от рук мексиканского эмигранта. Уйдя от преследования, Мачете начинает собственное расследование с целью вывести коррумпированных чиновников и бизнесменов на чистую воду, в котором ему помогают члены подпольной мексиканской организации "паутина" во главе с бой-бабой Луз, и агент федеральной иммиграционной службы Сартана, мечтающая о торжестве справедливости. В конечном итоге его расследование выливается в бесконечную череду кровавых убийств, траха горячих телок, и финальную разборку армии мексиканских нелегалов с ультраконсервативными сторонниками сенатора МакЛафлина, во время которой Мачете встречается со своим давним врагом, Торрезом, для финального поединка ...

Если сказать, что новый фильм Родригеза просто наводнен всевозможным насилием, то это ничего не сказать, ибо на данный момент это самый крышесносящий экшен фильм года, оставляющий далеко позади и олдскульных "The Expendables" Сталлоне, и по-современному прилизанную "The A-Team", да и вообще все, что успел выдать на- гора Голливуд за последние девять месяцев. Экшен тут не прерывается практически ни на минуту, он очень кровав, иронично-угарен, по-хорошему "крут", и замечательно поставлен. Но в картине есть не только он. Еще там есть немало откровенной обнаженки, включая эпизоды с Линдсэй Лохан и Джессикой Альбой (!!!), и просто ОГРОМНОЕ количество второстепенных сюжетных линий, которых настолько много и они такие разные, что под конец ленты голова уже начинает идти кругом и зритель чувствует катарсис, английское название которому "overkill". "Мачете" Родригеза, - это действительно тотальный overkill, который переплюнуть, пожалуй, уже просто невозможно, но что, разумеется, Роберт сделает, если действительно возьмется снять заявленные в конце фильма сиквелы "Machete Kills" и "Machete Kills Again" :)

Вооружившись актуальной для сегодняшней Америки темой нелегальных мексиканских эмигрантов и доведя ее до абсурда, Родригез снял идеальное exploitation кино в лучших традициях семидесятых годов прошлого века, настоящий grindhouse, со всеми его штампами, расхожими сюжетными ходами и легко узнаваемыми персонажами. Grindhouse, который одновременно является классическим образчиком жанра, но при этом еще и откровенно самопародийным, не воспринимающим себя всерьез, но серьезно, однако, развлекающим, - кино, которое умели снимать лишь в ушедшей от нас эпохе сорок второй улицы, и которое, благодаря стараниям и бесконечному таланту Роберта Родригеза, удивительным образом материализовалось в уютных мультиплексах конца первого десятилетия двадцать первого века. Как будто Роберт обладает машиной времени, на которой он слетал в прошлое, спас так и не вышедший в прокат exploitation шедевр того времени, и запихнул его в современные мультиплексы благодаря своим голливудским связям, - настолько все аутентично и по-настоящему круто! А круто здесь все, начиная от сценария, полного абсурдных ситуаций и чернушного юмора, и заканчивая удивительным ансамблем самых разных актеров, бесподобно смотрящихся в пространстве одного фильма.

Так, заматеревший Стивен Сигал, для которого "Мачете" стал первым за последние восемь лет "театральным" фильмом, мило общается по вебкамере с "газонокосильщиком" Джеффом Фэйхи, который тоже давно уже не появлялся на широких "серебряных" экранах ("Grindhouse" все того же Родригеза не в счет), предпочитая им "голубые". Звезда телевизионных сериалов "Miami Vice" (1984-1990) и "Nash Bridges" (1996-2001) Дон Джонсон играет в паре с Робертом ДеНиро, которого его роль тут откровенно "прет". Ну а Джессика Альба, Мишель Родригез и Линдсэй Лохан без ложной скромности, но каждая по-своему, тут демонстрируют нам весь свой сексапил, а кое-кто еще и "крутизну" (Мишель Родригез, разумеется, кто же еще? ;)). Ну и основная звезда фильма, харизматичный Дэнни Трехо, для которого Мачете стал первой главной ролью, вписался в этот образ идеально, ибо он, по сути, и есть Мачете, - он всегда им был! Идеально вписались в свои образы и другие любимчики Родригеза, вроде Чич Марина, играющего тут продвинутого в видеонаблюдении священника, у которого лучше получается из дробовиков стрелять, чем отпускать грехи, или легендарного Тома Савини (Tom Savini), сыгравшего подкачанного наемника по имени Osiris Ampanpour :)

Родригез, впрочем, всегда славился отменным кастингом своих лент, да и многие серьезные актеры совсем не прочь сыграть в его картинах, ибо съемочный процесс всегда угарный, а конечный результат, за редким исключением, еще угарней. Вот и в "Мачете" идеальный, с моей точки зрения, кастинг, когда все без исключения актеры на своих местах и получают от процесса видимое удовольствие, удачно "оживляя" доверенных им персонажей в контексте совершенно абсурдных ситуаций и абсолютно дикой истории. Оживляя, иногда, в буквальном смысле, вроде Мишель Родригез, которая с годами не теряет своей боевистости и отличной физической формы. Не теряет своего таланта и отличной режиссерской формы и Родригез, демонстрирующий нам не только чудеса беспредельного экшена, но и веселую иронию, замечательное чувство юмора и очень тонкое режиссерское чутье, которое делает его фильм не пародией на exploitation или жалкой попыткой "закосить" под него, а НАСТОЯЩИМ ЭКСПЛОИТЕШЕЙНОМ в лучших традициях жанра! Настолько настоящим, что "обычный" зритель этого даже не заметит и не поймет, в то время как насмотренный жанровый фанат будет во время сеанса постоянно ерзать в своем кресле от счастья, восхищаясь не только формой, но еще и впитывая уникальный exploitation дух картины, точнее, в данном случае, mexploitation, в которой есть все, включая обязательного рестлера в маске... ;)

Коммерческий успех "Мачете" я предсказать не берусь, ибо фильм только-только вышел в прокат, но учитывая довольно скромный бюджет в десять миллионов долларов и полное отсутствие жанровой конкуренции в его дебютный уикенд, я питаю надежду на достойный старт в прокате и неплохие финальные сборы, потому что уж очень хочется увидеть "Machete Kills" и "Machete Kills Again" :) "Мачете", кстати, уже не единственный фильм, выросший из "левых" трейлеров "Грайндхауса", ибо на подходе "Hobo with a Shotgun" с Рутгером Хауэром (Rutger Hauer) в главной роли (бомжа с шотганом, если кто не силен в английском ;)), и, возможно, "Thanksgiving" Илая Рота (Eli Roth), находящийся сейчас на этапе пре-продакшена. Глядишь, такими темпами нас осчастливят и полноценными фильмами по двум оставшимся трейлерам, - "Don't" Эдгара Райта (Edgar Wright) и "Werewolf Women of the SS" Роба Зомби (Rob Zombie), который мне был бы наиболее интересен :) Ну а пока их еще нет, бегом бегите на "Мачете" Родригеза, - безбашенный угар на полтора часа вам гарантирован!