После двух "Хэлловинов" ("Halloween" (2007), "Halloween II" (2009)), ремейка и его сиквела, на которые продюсеры дали Робу по 15 миллионов, но отобрали, при этом, креативный контроль, господин Зомби решил снять что-нибудь "для души". То бишь полностью и исключительно так, как он сам хотел. Однако креативная свобода в Голливуде почти не сочетается с большими бюджетами, поэтому Робу пришлось выбирать, - либо свобода творчества, либо бабло, и он выбрал свободу за небольшое бабло.... ;)

И всего за два с половиной миллиона снял историю салемской (Salem, Massachusetts) радиоведущей Хайди, которой однажды пришла посылка с винилом местной группы Lords, прослушав которую ее посетили жуткие видения. Видения салемских ведьм, активно готовящих приход антихриста на грешную землю. И Хайди в их коварном плане была уготована центральная роль...

А в фильме центральная роль досталась эффектной супружнице Роба, Шери Мун, относительно недавно ставшей Шери Мун Зомби. И немного постаревшая, но все еще симпатяжка Шерри с ней неплохо справилась, несмотря на многочисленный скепсис. Помогали ей, впрочем, намного серьезней постаревшие жанровые ветеранши, вроде некрасивой британки Джуди Гизон, до сих пор красавицы Ди Уоллес и женщины с потрясающими глазами Мег Фостер. Вообще, кастинг картины пестрит, как это обычно бывает у Зомби, жанровыми ветеранами и просто культовыми личностями, часть из которых, впрочем, в финальную ленту не попали. Так, этот фильм стал последней работой Ричарда Линча (Richard Lynch), все сцены с которым Робу в конечном итоге пришлось переснять с другим актером. Не видно на экране и Клинта Говарда, Камиллы Китон и Удо Кира (Clint Howard, Camille Keaton, Udo Kier), эпизоды с участием которых полностью вырезали. Зато на экране промелькнули Сид Хэйг (Sid Haig) с Майклом Берриманом (Michael Berryman) и остался в довольно большой роли другой жанровый любимец и отважный борец с зомби Кен Фори, который в свои шестьдесят четыре выглядит превосходно.

Превосходно выглядит и стильная неторопливая кинематография ленты, стилистика которой разительно отличается от предыдущих работ Зомби, сильно любящего ручную камеру, придающую картинке энергетики. Тут же для него была важна атмосфера, поэтому лента наполнена длинными планами с медленным движением камеры и многочисленными стилистическими отсылками к классике как американского ("The Shining" (1980), например), так и европейского (Ken Russel, Lucio Fulci) жанрового кино. Роб этого, в общем то, и не скрывал, описывая свою новую работу как "если бы Кен Рассел снимал The Shining", и это, на самом деле, довольно точно может описать происходящее на экране. Где иногда не очень много смысла, но почти всегда достаточно стилизации и неуютной атмосферы, которая по ходу ленты еще и постепенно нагнетается.

Атмосферы застарелого проклятия и вполне реального сатанизма, перемешанного с кровью, грязью, уродствами и малоприятной, кроме попки Шери Мун, обнаженкой. По сути, Роб Зомби снял хоррор-артхаус с очень мрачной музыкальной темой, в котором форма превалирует над содержанием, и который местами скатывается в откровенный клип, особенно ближе к концу ленты. Ленты, которая наверняка будет неоднозначно воспринята не только поклонниками музыканта/режиссера, но и жанровой общественностью вообще. Ибо с одной стороны мы имеем дело со смелым творческим экспериментом и действительно довольно необычным фильмом, а с другой, - картиной, которая не может выйти за рамки стилистических задумок и многочисленных "омажей", представляя собой солянку из переработанных режиссером классических образов, нанизанных на тонкую леску практически отсутствующего сюжета. Визуальные достоинства "Повелителей", в которых ни один кадр, как утверждает Роб, не был обработан на компьютере, конечно, радуют поклонников стиля, но сами по себе, без эмоционального вовлечения зрителей в историю, они не могут потянуть на себе всей ленты.

А эмоционального вовлечения тут нет. Вместо него есть созерцание. Вместо него есть атмосфера. И всем, кому данные качества важнее лихо закрученного сюжета и проработанных характеров, смотреть "The Lords of Salem" будет интересно. Впрочем, как и всем поклонникам Роба, который демонстрирует устойчивую динамику и серьезное желание творческого роста. Это не всегда у него, конечно, получается, но человека стоит уважать хотя бы за старания, а на "Повелителях" он постарался на славу, выжав из очень скромного бюджета все по максимуму. Конечно, фильм не без огрехов, разумеется, видны его бюджетные ограничения и он явно не коммерческий, так что даже не смотря на имя Роба и армию его преданных фанатов в ограниченном прокате Штатов (выходит на 354-х экранах) картина вряд ли что-то соберет. С другой стороны, это очень личностный проект Зомби, снимавшийся не ради денег, а для реализации творческих амбиций, которые местами могут вызывать вопросы, но по большей части довольно интересны. Посмотреть картину, разумеется, стоит, но приготовьтесь к тому, что она может оказаться не совсем не тем, что вы от нее ждете.