Осенью 2017-го новая (после минисериала 1990-го года) экранизация романа Стивена Кинга "Оно" (Stephen King's "It", 1986) буквально взорвала американский и мировой бокс-офис, собрав в дебютный уикенд в Штатах гигантскую для "фильма ужасов" сумму в сто двадцать три с половиной миллиона долларов и став, тем самым, не только крупнейшим хоррор релизом всех времен, но и крупнейшим кинодебютом сентября за все время ведения чартов. В итоге, при довольно скромном по нынешним временам бюджете в 35 миллионов долларов, лента собрала астрономические семьсот с небольшим миллионов, что гарантировало выход изначально задуманного продолжения. И вот через два года оно ("Оно"! ;)) вышло.
   После событий первой части прошло 27 лет и все члены "клуба неудачников", кроме оставшегося в провинциальном Дерри (Derry) Майка Хэнлона, разъехались кто куда, забыв о страшных подростковых приключениях. Но потустороннее зло в образе "танцующего клоуна Пеннивайза" снова проснулось для очередного цикла кормления, и Майк вызвонил всех друзей детства, попросив их срочно приехать в Дерри. Что почти все они и сделали, кроме покончившего с собой Стэна, не захотевшего снова встречаться лицом к лицу с инфернальным "цирковым работником". В городе своего детства "лузеры" стали вспоминать события двадцати семилетней давности и под руководством Майка, который все это время изучал феномен Пеннивайза, решили раз и навсегда покончить с адским клоуном, что, как вы понимаете, оказалось непростой, но в итоге выполнимой задачей.
   Как чрезвычайно непростой задачей стало для режиссера Мусчиетти поддержание высоко им же задранной планки качества первого фильма, который получился у него поистине триумфальным. И многие составляющие этого триумфа ему удалось перенести в сиквел, но не все, поэтому "Оно, Вторая Глава", как называется эта лента в американском прокате, к сожалению не смогла дотянуться до первой части ни в творческом, ни в коммерческом плане. Но начну свой обзор я, конечно, с хорошего, а хорошего во второй ленте, поверьте, немало. Ну, например идеальный, как по мне, кастинг на "взрослые роли". Буквально все актеры, играющие повзрослевших персонажей первого фильма, идеально попадают в типаж своих героев как чисто внешне, так и на эмоциональном уровне. При этом в эпизодах многочисленных флэшбэков присутствуют и актеры-дети из первой части, которые за прошедшие с момента ее съемок два года настолько выросли, что им впервые в истории хоррора пришлось делать компьютерное "омолаживание", чтобы они выглядели так же, как и в "Оно Один". На что, видимо, пришлось потратить существенные деньги, потому что производственный бюджет сиквела раздулся до очень приличных 79-ти миллионов, хотя визуально особых отличий от первого фильма не так уж и много. Ну, видимо, чтобы их не было, продюсерам и пришлось раскошелиться :) Как наверняка пришлось им раскошелиться и на гонорары "взрослых актеров", некоторые из которых звезды большой величины (МакЭвой, Честейн) и которые играют тут, как всегда, отлично. В этой картине авторам действительно удалось собрать исключительно эффектный актерский ансамбль, который справляется со своими задачами, как говорится, "на все сто".
   А вот режиссер со сценаристом на этот раз "на все сто" со своими задачами, к сожалению, не справились, и я сейчас объясню почему. Начну издалека, со сценария. У первой части было аж три сценариста (Chase Palmer, Cary Fukunaga, Gary Dauberman), и это было хорошо, потому что им удалось совместными усилиями перенести на экран прозу Кинга не только близко к тексту, но и близко к ее внутреннему содержанию. С небольшими упрощениями и оговорками, конечно, но в итоге получилась одна из лучших, если вообще на сегодняшний день не лучшая экранизация писателя, постоянно страдающего от плохих экранизаций. Для второй же части сценарий писал уже один Гэри Дауберман, и ему явно не хватало "помощи друга", потому что он не только еще больше упростил события книги, но и полностью переписал "финальную битву", сделав победу над Пеннивайзом не только слащаво голливудской, но и еще исключительно нелогичной. Именно финальный акт ленты получился в ней самым слабым, и тут уже я перекладываю часть вины на режиссера, который не только не сумел увидеть откровенную сценарную халтуру, но и в буквальном смысле слова потерял счет времени, растянув свой фильм аж до 169-ти минут, при том, что первая часть идет 135 минут. Собственно, эти 34 минуты разницы и надо было бы, по-хорошему, безжалостно вырезать, потому что именно с началом провального третьего акта у зрителя появляется стойкое ощущение откровенной затянутости постановки, многие эпизоды которой, и особенно "финальную битву", можно и нужно было сократить. В остальном, впрочем, Андрес Мусчиетти не оплошал, и снова выдал на-гора эффектные эпизоды появления различных инкарнаций "Оно", сделанных креативно и с выдумкой. Я не знаю по каким причинам у сиквела другой оператор, - не особенно известный широкой публике Чекко Варезе (Checco Varese) вместо любимчика постановщика "Олдбоя" ("Oldboy", 2003), корейца Чунгун Чунга (Chung-hoon Chung), но перуанец справился со своей задачей не хуже корейца, зловеще оттенив светотенью звездный перформанс Билла Скарсгарда в образе Пеннивайза. Ну а чтобы киноманам было чему порадоваться в плане камео, на небольшие роли в картину пригласили известного по своей работе с Корманом (Roger Corman) режиссера Питера Богдановича (Peter Bogdanovich), и самого автора оригинальной книги, Стивена Кинга, который не стесняется троллить в кадре самого себя по поводу хреновых концовок его романов. Хотя в данном конкретном случае концовка книги лучше того, что выдали нам на-гора Андрес Мусчиетти с Гэри Дауберманом.
   Это сразу заметили как критики, так и зрители, в результате чего вторая часть "Оно" дебютировала в американском прокате на тридцать миллионов хуже, собрав за первый уикенд $91,062,152 против $123,403,419 у первого фильма. И это при том, что количество экранов у сиквела увеличилось на 467! Данный результат, однако, все равно шикарный, и на сегодняшний день "It Chapter Two" является вторым по величине хоррор релизом всех времен и вторым по сборам в Штатах кинодебютом сентября, следуя аккурат за своим старшим братом. При этом на международной арене сиквел "Оно" стал самым кассовым "ужастиком" всех времен аж в 16-ти странах, включая Россию, где за дебютный уикенд лента заработала почти девять миллионов долларов, против семи с небольшим миллиона у первого фильма. Так что с коммерческой точки зрения у сиквела все будет в ажуре, но как концовка истории зловещего Пеннивайза картина получилась смазанной. К сожалению, ибо все надеялись на повторение триумфа первой ленты, но увы. Что, впрочем, не говорит о том, что вам не надо ее посмотреть, - надо, поэтому идите, и смотрите!