Классические произведения не устаревают никогда, будь то кино, музыка, книги, не суть важно. Вот с этого я и хочу начать данную рецензию, - с классики. А именно, со слов незабвенного Паниковского: "Шура! Вы знаете, как я Вас уважаю, но Вы осел!".

Я очень люблю Шона Бина (Sean Bean) как актера, он очень хороший актер, но... Шон - Вы осел! Зачем Вы согласились сниматься в этом откровенном говне, ремейке "Попутчика" 2007 года? Господа зрители, никогда не вспоминайте эту неинтересную глянцевую картинку, это вялое лицо Бина, вяло охотящегося на таких же вялых как и он сам тинэйджеров. Потому как Шон Бин, он просто не Джон Райдер. Он даже близко с Джоном Райдером не стоял. Ему до Джона Райдера как ... блин, я возмущен так сильно, что даже не смогу подобрать сравнение! Зачем? Как? Почему? Кому пришла в голову идея ремейка? Кто решил, что фильм получит прибыль? Поэтому хватит о новом, поговорим лучше о классике.

Молодой человек Джим Халси, перегоняя машину из Чикаго в Сан-Диего, в ненастную погоду на одном из хайвэев Америки подбирает попутчика – дождь, холодно, почему бы не помочь человеку. Собственно, именно с этого момента его жизнь превращается в непрерывный кошмар, потому что не обычного человека он подобрал, а ужас во плоти, цель которого – покончить с тобой. Ему удается сбежать от Джона Райдера (так зовут хичхайкера), но все только начинается.

Джон преследует молодого человека, играя с ним, как кошка с мышкой, и цель этой игры не ясна. Он подставляет Джима, убивая копов, но когда того арестовывают, то проникает в полицейский участок, убивая там всех "стражей порядка", открывает камеру Джима и исчезает опять. Джим бежит, по дороге заручаясь поддержкой симпатичной официантки по имени Нэш. И снова Джон Райдер "помогает" ему сбежать от полиции, взорвав полицейский вертолет, следующий за беглецами. Райдер похищает Нэш, что становится заключительным ударом по бедному Джиму, успевшему привязаться к красивой девушке. В конце концов полиция арестовывает убийцу, но Джим, понимая в глубине души, что кошмар еще не кончился, решает сам взять правосудие в свои руки...

В американском прокате фильм провалился, не окупив даже скромного шестимиллионного бюджета (бокс офис картины - $5,844,868). Почему? Загадка природы. Я искренне не понимаю, почему откровенное барахло в Штатах собирает кассу, а настоящие, пусть и шибко мрачноватые, шедевры тамошний зритель обходит стороной. И в то же самое время во Франции, на Festival du Film Policier de Cognac (насколько я понял, это фестиваль полицейских фильмов и боевиков – в 1984-м Гран-При взяли "48 часов" ("48 Hours")), в 1986-м году "Попутчик" берет аж три награды: приз критиков, специальный приз TF1, и Гран-При. Я всегда знал, что европейские зрители и критики намного умнее. Гораздо проще таращиться на блокбастеры Майкла Бэя (Michael Bay), чем оценивать более-менее серьезное кино.

Есть и еще одна загадка, которая заключается в режиссере. Сделав настолько поразительный фильм, четыре года спустя Роберт Хармон снимает ужасную ерунду с Ван Даммом "Некуда бежать" ("Nowhere to run", 1990), а затем не менее провальные "Глаза Ангела" ("Eyes of the Angel", 1991) с Джоном Траволтой, после чего исчезает с наших радаров, растворившись в сонме второсортных телепостановок. Зато у сценариста Эрика Реда (Eric Red) карьера пошла гораздо лучше. Он, к примеру, является автором сценария отличного ужастика "Почти темно" ("Near Dark", 1987) и полицейского триллера "Голубая сталь" ("The Blue Steel", 1990), режиссером которых была Кэтрин Бигелоу (Kathryn Bigelow).

Фильм снимался на пустынных дорогах Калифорнии и Невады, коих там в изобилии, и кои, чего уж греха таить, очень киногеничны. Си Томас Хауэл после съемок признавался, что боялся Хауэра и на, и вне съемочной площадки, из-за тотального погружения последнего в роль Джона Райдера. А ведь такого могло и не быть, ведь вместо Хауэра могли сыграть Сэм Элиот (Sam Elliot) или Теренс Стамп (Terence Stamp), но, к счастью, был утвержден именно Рутгер, и мы получили одного из величайших маньяков всех времен и народов. Хауэр еще и все трюки делал сам, чем приводил в восторг всю съемочную группу, включая профессиональных каскадеров. Он даже выбил себе зуб, когда тяжелый дробовик в одной из сцен выскочил из его рук.

"Попутчик" стал для наших киноманов ТЕМ САМЫМ фильмом, на который в одной из старых перестроечных энциклопедий голливудского кино (вот, к сожалению, не помню автора, но точно не Иванов из "Видеогида") была написана страшно глупая рецензия. Автор удивлялся, с какого перепугу этот фильм всем нравится? Почему? Ведь он нелогичен, в нем пропущены целые куски и ничего не объясняется, - например, как расправился Джон Райдер с полицейскими в участке? Что, он обладает сверхъестественными силами? Если да, то дайте намек, покажите эту связь! И так далее в том же ключе... Автор еще долго упражнялся в изящной словесности, ни капли в этом, впрочем, не преуспев, потому как безотносительно таких вот писулек "Попутчик" по культовости смело встает в один ряд с "Хищником", "Островом дракона", "Терминатором" и "Кошмаром на улице Вязов". Нам, черт побери, не надо объяснять, как расправился Джон Райдер с полицейскими в участке, да плевать на это. Нам нужно другое - демонический взгляд неповторимых глаз и спокойные слова "И то же самое я сделаю с тобой", сказанные чуть ли не шепотом, но приносящие с собой такую дозу адреналина, что в зале сразу начинаются возгласы: "Ну все, чуваки, щас он его мочить будет!!!".

Рутгер Хауер – гений. Это не нуждается в пояснениях. Пусть эстеты от кино презрительно фыркают в его сторону. Пусть "интеллектуалы" говорят, что он не снялся ни в одном "серьезном" (чтобы это ни значило) фильме. "Бегущий по лезвию бритвы" - Рутгер Хауер. "Плоть и кровь" - Рутгер Хауер. И "Попутчик" - РУТГЕР ХАУЕР. Что прекрасно понял, например, Роберт Родригес (Robert Rodriguez), снявший Рутгера в роли кардинала Рорка в "Городе грехов" ("Sin city"), и не прогадал ни капельки. Потому что неземной блеск Хауера не меняется со временем, и это великолепно!

"Попутчик" снят грандиозно. Это непрерывный драйв, это напряжение и страх в каждом кадре, от начала и до конца. Это замечательный сценарий (Эрик Ред говорил, что сюжет ему навеяла песня Джима Моррисона "Всадники бури" - "Raiders of the storm"), в котором многого стоит хотя бы тот факт, что полицейские не могут определить, кто такой этот Джон Райдер. У него нет карточки социального страхования и прав, его отпечатки не проходят по базам данных и на такого человека не присылали никаких ориентировок. Он – никто. А может, его и вовсе не существует? Может быть, Джон Райдер – это темная половина Джима Халси, его "второе я", его зловещий брат-близнец? Или...

Какая оценка? Пять – это явно мало. Помните, я начал с цитаты из классики? Давайте ей и закончим. Как там у нас говорил Остап Ибрагимович, "Ударим автопробегом по бездорожью"? Ну а мы тогда: "Заклеймим позором тех, кто до сих пор не видел этот фильм. Срочно бежим за DVD, лодыри!" :)