Крупные голливудские студии в последнее время явно вступили в соревнование по двум фронтам - кто больше всех римейкирует классики, и кто еще больше раздвинет рамки дозволенного к показу в R-рейтинге. Если в первой квалификационной позиции отметились уже, по-моему, все, и явного лидера пока что не наметилось, то в смысле "раздвигания рамок" с большим отрывом от остальных лидируют две студии - канадская Lions Gate со своей ультражестокой франшизой "Saw" (и многими другими фильмами), и недавно созданное жанровое подразделение киноконцерна Fox под названием "Fox Atomic". И если дебютная картина "атомщиков", "Turistas" (2006), особой жестокостью не отличалась, хотя в ней присутствовало немного кровавых и сверхнатуралистичных "операционных подробностей", то во второй ленте, сиквеле римейка "У Холмов Есть Глаза", отвратительное кровавое насилие уже просто зашкаливает...

Небольшой тренировочный отряд новобранцев национальной гвардии получает задание доставить оборудование ученым, устанавливавшим камеры на старом ядерном полигоне. Приехав на место, молодые солдаты находят лишь пустые палатки, и под командованием сержанта начинают "спасательную миссию" по обнаружению людей, которая, благодаря усилиям мутировавших шахтеров, вскоре перерастает в операцию "спаси свою задницу"...

Как и в первом фильме, спастись получилось далеко не у всех, да и спасение это оказалось лишь кратковременной передышкой перед кровавым финалом с прозрачным намеком на неминуемый сиквел. Впрочем, принимая во внимание довольно кислые финансовые показатели ленты (двадцать миллионов сборов против сорока миллионов прошлогоднего фильма), ее сиквела может уже и не быть :) Первая часть, как мы помним, была прямым римейком крейвеновской классики 1977-го года (с незначительными изменениями) и базировалась на оригинальном сценарии тридцатилетней давности. Для ее продолжения господин Крейвен решил написать уже новый сценарий, совместно с сыном Джонатаном (Jonathan Craven), без оглядки на совершенно провальный "оригинальный сиквел" 1985-го года. Вместо Александра Аджа (Alexandre Aja) в режиссерское кресло вторых "Холмов" уселся заслуженный клипмейкер Америки, Мартин Вейс, а в качестве продюсера снова выступил вездесущий Вес в содружестве со своей давней партнершей по бизнесу, Марианной Маддаленой (Marianne Maddalena). Так как основной идеей этого фильма было "возвращение к корням" (старого, грязного и бескомпромиссного хоррора семидесятых и начала восьмидесятых годов прошлого века), то и результат получился соответствующим - мрачным, не смотря на яркое морроканское солнце, пугающим и физиологически отвратительным.

Открывается лента натуралистической сценой безобразных родов, после которой становится очевидным, что вылизанной стилизации гламурных "молодежных триллеров" зрителю ждать не стоит. Вместо этого он становится свидетелем ультражестоких кровавых убийств, большинство из которых показаны общим планом, без особых монтажных трюков и стыдливо отворачивающейся камеры. Нет, если человеку рубят руку, то крупным планом и натуралистично, если тело падает вниз со скалы - то нам покажут весь полет и момент удара, вместе с разбрызгиваемой кровью и мозгами. Но убийства, это еще полбеды, и, в принципе, подготовленного зрителя ими не проймешь, зато даже такого зрителя проймешь безобразной сценой изнасилования, во время которой несчастную избивают до полусмерти, выбивая зубы, а потом жестоко имеют, обливая капающей из гнилого рта слизью... Вот уж действительно, ТАКОГО от Голливуда я совсем не ожидал (как это все пропустила MPAA, не присвоив фильму NC-17, лично я не очень понимаю, учитывая тот факт, что у Ассоциации были претензии даже к дизайну постеров...), а некоторых эта сцена окончательно доконала, и несколько человек даже вышли из зала, чтобы больше туда не возвращаться. Согласитесь, не часто в последнее время делают фильмы, на которых народ из зала выходит не от скуки или в туалет, а просто потому, что больше уже не может выдержать отвратительного зрелища. Впрочем, людей можно понять, так как эффектами и гримом заведовали кудесники из KNB, которые свое дело крепко знают, и если уж берутся за мутантов, то они получаются у них настолько ужасающе отталкивающими, насколько это вообще возможно. Мутантам, кстати, в этом фильме тоже достается по первое число, так как в них не только стреляют, что банально, но еще и выдавливают глаза, разбивают в кашу черепа, режут, протыкают, и даже выдирают пальцами мозг! Воистину, чего только не сделаешь ради собственного выживания, пускай и временного...

Не смотря на свое клиповое прошлое, Мартин Вейс сознательно отказался от рваного монтажа, применив его лишь в "тренировочной" сцене в самом начале. Весь остальной фильм снят по образу и подобию жанровых шедевров прошлого, с долгими сценами, концентрацией на персонажах, и среднетемповой динамикой. Многое было позаимствовано им из "Чужих" Джеймса Кэмерона, что становится особенно очевидным в третьем акте ленты, который выжившие новобранцы провели в темноте узких шахт, населенных мутантами. В отличие от римейка, во вторых "Холмах" на "человеческих качествах мутантов" внимание не акцентируется, низводя их до уровня обычных монстров, в то время как стереотипным характерам новобранцев уделяется довольно много времени. Так, среди них есть обязательный в таких случаях "крутой" чернокожий сержант, мямля-радист, мексиканос "Rambo wannabe", чернокожая бой-баба, еще одна баба, но белая, и уже не такая "бой", умный "интеллигент", и еще несколько второстепенных персонажей. Играют их неплохие актеры, поэтому наблюдать за их стандартными взаимоотношениями нисколечко не утомляет, тем более, что режиссер грамотно развивает действие, не давая картине провисать, теряя в динамике. С динамикой тут вообще все в полном порядке, и полтора часа фильма пролетают незаметно, "загружая" зрителя не только сверхреалистичным брутальным насилием, но и беспокойным, нервным саспенсом. Очевидно, что режиссер тут выложился по полной, выжав максимум из предоставленного ему материала.

Если сравнивать вторые "Холмы" с предшественником, то, с моей точки зрения, этот сиквел на голову выше римейка первых "Холмов". Почему? Да потому, что в нем есть какая-никакая оригинальность и бескомпромиссная брутальность, в то время как римейк 2006-го года просто пересказывал историю тридцатилетней давности, изначально, кстати говоря, довольно хреновую. Да и Александр Аджа, очевидно талантливый режиссер, на том фильме явно не выкладывался, что вылилось в необычайно предсказуемую и банальную ленту, пускай и с некоторыми интересными моментами. Тут же все совершенно по-другому и намного ближе к классике - брутально, апокалиптично, и без лоска, именно так, как снимали свои фильмы независимые жанровые режиссеры семидесятых, и лишь за это господин Вейс уже достоин наивысшей похвалы. Одним словом, если Вы любите свой хоррор грязным, грубым и бескомпромиссным - бегом бегите в кинотеатры! Ну а если Вы поклонник прилизанных Голливудом "молодежных триллеров", то лучше оставайтесь дома, не нужно вам смотреть на все эти кошмары...