После безумного успеха культовой классики Ромеро "Рассвет Мертвых" (Dawn Of The Dead) на европейском континенте, где фильм был более известен в виде монтажного варианта Дарио Ардженто под простым и понятным названием "Zombie", на подножку жанра "zomploitation", если можно так выразиться, вскочил и итальянский трэш-мастер Бруно Маттеи. Решив, как это водится, серьезно "наварить" на популярном жанре, старина Бруно с нескрываемым энтузиазмом навалил и перемешал в безумную кучу все, что только попалось ему под руку, от классики "зомби-фильмов" до каннибальского жанра :) Получившаяся в итоге смесь оказалась поистине взрывоопасной!

Итак, на секретном химическом заводе, расположенном на одном из островов Новой Гвинеи, произошла утечка ядовитого вещества, которое, по задумке "цивилизованных стран", предназначалось для уничтожения жителей "третьего мира", превращая их трупы в охочих до живой плоти зомби (эдакий доведенный до абсурда "социальный месседж", прямо как в фильмах Ромеро :)). Чтобы выяснить причину внезапно вспыхнувшей эпидемии, на этот остров направляют группу "командос", состоящую из четырех отмороженного вида человек на небольшом джипе, вооруженных лишь несколькими ружьями :) По пути эти "бравые командос" встречают парочку журналистов - кинооператора и его очаровательную спутницу, специалистку по диким африканским племенам, на которых как раз нападают местные зомби. Кое-как отбив молодую пару, дальше "бравые командос" двигаются уже с журналистами, благо те передвигались на более роскошном джипе. В конечном итоге, после многих и местами весьма нудных перепитий, горстка выживших героев добирается-таки до химического завода, ставшего причиной всех бед, где их благополучно всех и съедают...

Но "сюжет" в этом кино совсем не интересен, намного занятнее "пройтись" по всем заимствованиям (в виде чуть ли не переснятых один-в-один эпизодов), которыми просто под завязку забит этот фильм (точнее, из них одних он, по сути, и состоит :)). За основу, как нетрудно догадаться, Маттеи взял аж три фильма - оригинальную "Ночь Живых Мертвецов", ее суперуспешное продолжение "Рассвет Мертвых" и коммерчески успешное творение Фульчи 1979 года под названием "Зомби" в Америке и "Зомби-2" в Европе. Итак, поехали: из "Ночи Живых Мертвецов" Маттеи прихватил концепт дома, в который ломятся толпы зомби - в его версии группа командос непонятно зачем в середине своего путешествия пошла "исследовать" некую виллу, где и оказалась окруженной толпами зомби (один человек погиб :)). Из "Рассвета" - а точнее из его европейской версии, "Зомби" - непосредственный старина Бруно "приватизировал" ВСЮ музыку, специально написанную для фильма легендарной группой "Goblin" (и не только ее, но и трэки "Goblin", написанные специально для таких фильмов, как "Contamination" и "Buio Omega"), и вставил ее в свой фильм. На предмет того, сделал он это легально или нет, как обычно, существует два прямопротивоположных мнения: сам Маттеи утверждает, что музыку он официально лицензировал у дистрибьютора (на что действительно есть сноска в титрах), в то время как Клаудио Симонетти (Claudio Simonetti), один из основных участников "Гоблина", говорит, что дистрибьютор не имел права лицензировать трэки кому бы то ни было, без непосредственного разрешения коллектива, которого, естественно, получено не было. Ну да не важно, поедем дальше. Из "Зомби" была позаимствована не только музыка, но и целые эпизоды, такие, как атака героев в лифте на химкомбинате, к примеру, или сцена "заседания ООН", один в один повторяющая хаос, царивший в телевизионной студии в начале Ромеровского фильма, или проход толпы зомби по лестницам, ведомой мертвым уже коммандос (прямая цитата концовки "Dawn Of The Dead"). Однако не менее серьезные "приобретения" были сделаны и у фильма Фульчи: расположение места действия в отдаленной Новой Гвинее, заселенной местными африканскими племенами; эпизод в заброшенной христианской миссии, где наши герои впервые столкнулись с зомби; ну и, конечно же, сама концовка фильма, практически один-в-один повторяющая финальные кадры фульчевского "Zombie", только чуток в другом антураже. Ну, а "до кучи", видимо, сюда же приплели еще и каннибалов, тоже весьма популярных в конце семидесятых-начале восьмидесятых годов. "Каннибальская" тема в фильме разрабатывалась корреспонденткой (а по совместительству еще и опытным антропологом ;)), которая в одном из эпизодов полностью разделась, размалевала себя краской и, нацепив чисто символическую набедренную повязку, тряся маленькими сисочками и аппетитной попкой побежала в "джунгли" первой "знакомиться" с местным диким племенем. Слово "джунгли" я взял в кавычки потому, что на самом деле никаких джунглей в фильме нет, ибо снималось все это безобразие в Испании, недалеко от Мадрида. Ну, а так как "по легенде" все дело происходило в Новой Гвинее, то изобретательный Маттеи, не мудрствуя лукаво, просто взял да и купил права на японский документальный фильм про Новую Гвинею, после чего использовал его чуть ли не целиком в своем фильме. Благодаря этому в картине к месту и, что случается значительно чаще, уж совсем не к месту нам показывают документальные вставки из жизни "дикой природы Африки" и ее коренного населения, причем документальная природа этих кадров предельно очевидна (да и качество их намного хуже основных съемок - документальные кадры сильно "зернят"), равно как и очевидно то, что в большинстве случаев использованы они для "добивки" хронометража ленты до положенных полутора часов :)

Помоему, после прочтения всего вышенаписанного, читателю уже вполне должно быть очевидно, что никаких особенных откровений от актерской игры и качества съемок ждать уже не приходится. Хотя надо признать, что смотреть на кучку "псевдокомандос" зачастую весьма забавно, а один персонаж так и вовсе на протяжении всего фильма, что называется, "лепит коры", заигрывая с зомби и всячески хохмя. Что касается грима, спецэффектов и самих зомби, то тут дела обстоят следующим образом. Некоторые зомби загримированы вполне неплохо, хоть и безо всяких особенных ухищрений, но эффектно, в то время как большинство массовки лишь мазнули пару раз серой краской, а на кого-то и краски не хватило, из-за чего части тела и лица зияют здоровым розовым цветом упитанных и сытых испанцев. "Актерская игра" зомби-статистов тоже везде разная - в некоторых моментах зомби выглядят и ведут себя весьма "достойно" :) (то есть "как надо"), но в большинстве же случаев видно, что задействованных статистов просто неимоверно "прет" все происходящее, что, конечно, полностью убивает весь эффект от их появления. Крови и поедания живой плоти в фильме, конечно же, достаточно, но сделано это все зачастую слишком топорно, хотя в картине есть и парочка эффектных эпизодов, что немного реабилитирует ее в глазах любителя жанра.

Я думаю, вы уже прекрасно поняли, что этот фильм являет собой просто "сборную солянку" из лучших представителей жанра, снятую за три копейки, но зато и без особенных претензий :) "Ад Живых Мертвецов" - классический представитель евротрэша (да еще и итало-испанского, а это многое объясняет! %)), и по этой причине мне всегда очень сложно адекватно выставить оценку. Ведь критерии для оценки подобных фильмов не просто разные, а практически друг с другом несовместимые. Если оценивать этот фильм по критериям "нормального кино", понятного широкому зрителю, то безусловно это стопроцентный мусор, заслуживающий "кола". Если же рассматривать эту картину по критериям любителя европейского трэша, хоррор-шлака и вообще "еврокульта", то безусловно творение Маттеи стоит не на последних ступеньках огромного пантеона европейского целлулоидного величия :) Усредненно же, я думаю, фильм тянет на "троечку" - он не настолько ужасно снят, чтобы его СОВСЕМ невозможно было смотреть "непосвященному" зрителю, но и не столь культово значим для среды поклонников европейского трэш-кино, чтобы возносить его существование до небес. Рекомендуется многочисленным любителям "плохого кинематографа" и любознательным "ценителям прекрасного", ну и "зомби-комплетистам" (в смысле коллекционерам фильмов про зомби, стремящимся собрать наиболее полную коллекцию), конечно :)