Расцветшее в Японии конца шестидесятых буйным цветом (в прямом смысле, ибо стало цветным ;)) телевидение вызвало серьезный отток людей из кинотеатров, в результате чего случилось две вещи - перестройка японского кинопроизводства и ослабление цензуры. Первое было связано с тем, что для выживания студиям потребовалось резко поменять репертуар, сосредоточившись на жанрах и темах, которые не могли быть показаны по телевидению. Соответственно, государство, понимая стратегическую важность и широчайший охват телевизионного эфира, сосредоточило свои цензурные усилия именно на регулировании телевизионного контента, махнув, в известной степени, рукой на "вымирающее" кино и другие формы не телевизионного развлечения, вроде комиксов. Именно оттуда и пришел к нам разухабистой походкой детектив Ханзо "Лезвие" Итами, впервые появившись в 1970-м году в манге "Goyokiba" ("Клыки Закона") автора Казуо Коике (Kazuo Koike) и художника Такеши Канда (Takeshi Kanda). Надо сказать, что Казуо Коике обладал феноменальным талантом и работоспособностью, работая одновременно аж над несколькими сериалами, все из которых стали в большей или меньшей степени хитами. Так, параллельно с "Goyokiba" из под его пера регулярно выходили новые серии сверхпопулярных "Samurai Executioner" ("Самурай-Палач") и "Lone Wolf And Cub" ("Одинокий Волк с Младенцем"), который, как и "Goyokiba", был адаптирован для киноэкрана, став популярным киносериалом. Собственно, именно популярность киноверсии "Одинокого Волка" дала кинематографическую жизнь и детективу Ханзо, образ которого, впрочем, в кино довольно сильно отличался от рисованного в комиксах.

Вообще, своими комиксами Казуо Коике снискал славу мастера детально выверенных исторических рассказов с большим количеством насилия и неожиданными сюжетными поворотами. И хотя действующие лица его комиксов были персонажами выдуманными, вся историческая обстановка, в которой они существовали, была воссоздана со стопроцентной точностью и вниманием к деталям, пусть даже самым мелким. Что же касается детектива Ханзо, то он вышел из под пера Казуо благодаря его неудовлетворенности существовавшей в те времена исторической мангой, которая подавала своих персонажей исключительно в черном или белом цвете (я говорю про моральные качества, а не про цвет самих рисунков, которые в большинстве своим были как раз черно-белыми ;)), в то время как Коике хотел видеть на страницах намного более живых, а значит "серых" с моральной точки зрения, героев, в которых были перемешаны как положительные, так и отрицательные качества в разных пропорциях. Именно таким он и сделал Ханзо, детектива-самурая периода Эдо, принципиального борца с криминалом во всех его проявлениях и не признававшего никакой иной власти, кроме верховенства закона. Его методы дознания, впрочем, зачастую были далеки от гуманных, хотя сам он, прежде чем подвергать преступников пыткам, испробовал их все и на себе, в результате чего его тело с ног до головы покрыто шрамами. Однако не все его пытки были жестокими, во всяком случае, не для всех, ибо обладая огромных размеров членом, детектив Ханзо доводил им женщин до вершин блаженства, после чего они рассказывали ему все, что знали... ;)

Именно на этой пикантной особенности "Лезвия" решили сосредоточиться продюсеры киносериала, которыми стала Katsu Productions легендарного исполнителя роли слепого массажера и мастера меча Затоичи (Zatoichi), Шинтаро Катсу. До 1971-го года Katsu Productions работала исключительно над фильмами про Затоичи по заказу Daiei Studios, но когда та обанкротилась, Катсу решил диверсифицировать свой бизнес, сняв боевик про "крутого" полицейского "Kaoyaku" (1971). Проект оказался финансово успешным, поэтому на следующий год свет увидело аж сразу четыре фильма из сериала про одинокого волка с младенцем со старшим братом Шинтаро, Томисабуро Вакаяма (Tomisaburo Wakayama) в главной роли. Этот сериал стал для Katsu Productions настолько прибыльным, что продолжение сотрудничества с Казуо Коике даже и не обсуждалось, и тогда пришло время для детектива Ханзо, роль которого решил исполнить сам "Затоичи", Шинтаро Катсу. Не смотря на то, что сценарии всех фильмов сериала писал Казуо Коике и они повторяли события манги довольно "близко к тексту", сам образ "Лезвия" Ханзо в подаче Шинтаро Катсу довольно сильно изменился. Так, если в комиксах он был холодным, отстраненным героем, не менявшимся в лице даже во время самых серьезных и опасных событий, то в кино он стал грубым "крутым полицейским" в самурайском костюме, постоянно издевающимся над своим непосредственным начальником и защищающим закон самыми неожиданными и неортодоксальными методами, не взирая на чины и положение. Скорее наоборот, чины и положение в его глазах являлись отягчающим фактором, в то время как защита обычных людей - главным приоритетом, за что последние его сильно уважали, а коррумпированные и богатые чинуши не особенно, как минимум, любили. При всем при этом Ханзо вовсе не лишен эмоций, что вкупе с обостренным чувством справедливости делает его намного более живым и "реальным", чем его комиксный прототип.

Так как предыдущий дистрибьютор продукции Katsu, Daiei Studios, как я уже говорил выше, обанкротился, то новый сериал прокатывала в кинотеатрах уже Toho, у которой из-за конкуренции с телевидением дела тоже шли не лучшим образом и которая не меньше самого Катсу была заинтересована в прокатных хитах. Чтобы этот фильм таковым гарантировано стал, в качестве постановщика был приглашен опытный Кенджи Мисуми, за плечами которого было немало фильмов как из сериала про Затоичи, так и про Одинокого Волка, и который был не прочь экспериментировать в новых для себя реалиях. Реалиях волны японского эксплоитейшена, разумеется, которые диктовали новые подходы не только к содержанию, но и к визуальной подаче материала. И Кенджи со своей задачей вполне справился, хотя первый фильм про Ханзо и не сказать чтобы был особенно кровав или суперсексуален, в результате чего картина не стала суперхитом наравне с фильмами про Затоичи или Одинокого Волка, но принесла продюсерам достаточно денег для запуска еще двух сиквелов. Зато продажи комиксов после выхода фильма на экраны скакнули очень существенно, и на следующий (1973-й) год комиксы про "Лезвие" Ханзо вошли в список бестселлеров с продажами коллекционной серии больше четырехсот тысяч копий. Еще через год, впрочем, Казуо Коике подустал от своего творения и "убил" Ханзо, после чего получил тонны гневных писем от фанатов, которые требовали "продолжения банкета". Пойти против желания читателей (но больше, все-таки, издателей ;)) Казуо, разумеется, не смог, поэтому оперативно возродил к жизни своего героя, который продолжил бороться с криминалом и коррупцией вплоть до 1976-го года, после которого новых серий из его жизни уже больше не печаталось.

Это, впрочем, неудивительно, потому что все истории из жизни "Лезвия" строятся по одной схеме, во всяком случае в кино, и особенным разнообразием не блещут. Так, в начале каждого фильма идет обязательная сцена "тренировок" Ханзо в бане - обливание его громадного "достоинства" горячей водой, "отбивание" его палкой на специальном постаменте и финальное "совокупление" с мешком риса :) Так наш герой тренировал свое орудие пыток, которое в обязательном порядке использовал на женщинах, которых ему нужно было допросить. Это называлось "пытка сетью", когда двое его подручных помещали связанную женщину в крупную сеть, после чего ритмично опускали ее на "пыточный инструмент" Ханзо, лежащего на полу и допрашивающего "несчастную" в перерывах между ее сладострастными криками. Ну а после "экзекуции" он отмокал с ней в бане, попивая теплое сакэ :) Впрочем, тренировался Ханзо не только в бане, но еще и у себя во дворе, круша железными кастетами каменные статуи Будды, и "пытал" женщин не только своим грандиозным членом, но и реальными пытками, правда, всего один раз во второй части.

Вторым повторяющимся элементом всех фильмов является эпизод попытки убийства Ханзо в его доме толпами головорезов, с которыми он расправляется не только мечом, но и с помощью скрытых ловушек и хитроумных устройств, вроде падающих сверху копий. Отличительной чертой его боевого стиля, кстати, является то, что самурайскому мечу он предпочитает специальный кинжал "jutte" с длинной железной цепочкой, которая достается из его рукоятки и используется для блокировки оружия нападающих или связывания преступников. С обычным мечом, впрочем, "Лезвие" тоже обращается отлично, благодаря чему его врагам не поздоровится даже в том случае, если их гораздо больше, что случается практически всегда.

Помогают нашему герою двое спасенных им раздолбаев-преступников, с которыми связано бОльшее число шуток, и в каждой серии Ханзо издевается над своим непосредственным начальником Магобеем Ониши (Magobei "Snake" Onishi), которого "Лезвие" называет "Змей Магобей" за его тягу к женщинам и получение взяток. Сам Ханзо никаких взяток, разумеется, не берет, и удовольствия от "общения" с женщинами не получает, полностью посвящая себя работе. А работы у него действительно хватает, и каждый раз, начиная раскрывать банальное, в общем то, преступление, он выходит на "следующий уровень", обличая коррумпированных власть придержащих.

Вообще, наблюдать за экстравагантными похождениями Ханзо в колоритном исполнении Шинтаро Катсу очень забавно, ибо все фильмы сериала, по сути, являются комедийным "самурайсплоитейшеном" в котором, тем не менее, встречаются и весьма серьезные моменты, что у японцев скорее норма, чем редкость. Во время просмотра этих фильмов я уверен, что большинству европейских зрителей "разрыв шаблона" гарантирован, особенно от сцен изнасил..., простите, полицейского дознания женщин громадным инструментом "Лезвия", хотя эпизодов этих не сказать чтобы много, и по уровню обнаженки сериал серьезно уступает другим представителям тогдашнего японского эксплоитейшена. Зато по общему качеству постановки он многих превосходит, это факт, ибо работали над ним настоящие профессионалы, да и бюджеты у этих лент были не особо маленькие. Снабженные веселым фанковым саундтрэком, картины про Ханзо в большинстве случаев смотрятся на одном дыхании, хотя их развлекательная ценность, разумеется, варьируется, ибо снимались фильмы разными режиссерами.

Итак, первая лента сериала под названием "Меч Правосудия" ("Sword of Justice" a.k.a. "Goyokiba", 1972) поставлена Кенджи Мисуми и повествует о принципиальном и неподкупном детективе Ханзо Итами по кличке "Лезвие", который отказывается принять формальную присягу мотивируя это тем, что ее слова расходятся с действительностью. Его непосредственный начальник Магобей Ониши угрожает Ханзо увольнением, после чего тот решает собрать на него компромат, в процессе поиска которого узнает много интересного. В частности, об известном убийце, осужденном Магобеем на ссылку, но виденном буквально недавно в городе. Начав "раскапывать" это дело, Ханзо натыкается на большую политику...

Являясь родоначальником всего сериала, картина знакомит зрителя со всеми его главными персонажами и расхожими ситуациями, но ее сюжет, при этом, является самым запутанным и неочевидным из всех трех фильмов. Не очень много тут и секса с кровью, хотя именно в этой ленте есть единственный эпизод самоистязания Ханзо, являющийся очень важным для понимания его персонажа. В общем и целом, я бы оценил данную работу на четверку, ибо при всем своем визуальном флере, фильму, все же, не хватает динамики.

Следующая лента сериала под названием "Ловушка" ("The Snare" a.k.a. "Goyokiba: Kamisori Hanzo Jigoku Zeme", 1973) поставлена ветераном Daiei Studios, Ясудзо Масумурой, учившимся в Италии у таких классиков как Michelangelo Antonioni, Federico Fellini и Luchino Visconti. И это, надо сказать, заметно сразу, ибо "Ловушка" является лучшей частью сериала с идеально выверенным темпом, интересными визуальными решениями и динамичным кровавым экшеном. Крови тут больше первой части на порядок, а вот секса не так много, хотя и его вполне достаточно. Да и за сюжетом этой части следить намного проще, чем за первым фильмом, ибо речь в ней идет о найденном в амбаре трупе девушки, умершей от неудачного аборта. Выйдя на подпольный абортарий в местном храме, Ханзо узнает много интересных подробностей о королевском казначее, который не только берет взятки, но еще и девальвирует валюту. Вызвавшись защитить монетный двор от потенциального грабежа самым жестоким вором Японии, Ханзо с блеском выполняет обе миссии, схватив вора и обличив коррумпированного чиновника...

Ну а в заключительной части сериала под названием "Кто Украл Золото?" ("Who's Got The Gold?" a.k.a. "Goyokiba: Oni no Hanzo Yawahada Koban", 1974) речь идет о хитроумном хищении золотых монет из королевского хранилища, с которым связана не только его стража, но и слепой монах-ростовщик, склоняющий местного консервативного старейшину "прокрутить" деньги государства. По ходу дела Ханзо арестовывает и укрывает прогрессивного смертельно больного доктора, желающего доказать старейшине превосходство западного пути развития над традиционным японским, для чего он строит пушку, разносящую в пух и прах официальную процессию. Япония стоит на пороге перемен, и своими действиями "Лезвие" вносит лепту в ее дальнейшее процветание... ;)

Эту ленту ставил не особо именитый Йошио Инуе, который, тем не менее, закончил сериал на высокой ноте, постаравшись скомбинировать все лучшее из первого и второго фильма. Так, из второй ленты взят фокус на экшене в ущерб сексу, которого здесь уже совсем немного, а из первой - контраст комедийной и "серьезной" составляющей, хотя комедия, разумеется, доминирует. В результате фильм уступает второй части, но смотрится лучше первой, ставя жирную точку в приключениях "Лезвия" Ханзо, которые в ТАКОМ виде могли быть сняты лишь в Японии начала семидесятых.

Являясь, безусловно, культовым, данный сериал я могу рекомендовать как всем поклонникам безбашенного японского кино, так и просто любителям всего необычного, ибо ТАКОГО самурая-полицейского вы совершенно точно еще не видели ;) Смотреть его желательно, разумеется, по порядку, но не обязательно, ибо понять и оценить уникальную личность "Лезвия" Ханзо вы сможете из любого фильма с его участием...