Трое криминальных друзей, знакомых еще с детства, получают заказ на ограбление престарелого ювелира, в загородном доме которого должна была находиться его мастерская. Аккуратно проникнув в этот дом ночью и не найдя там ювелирки, один из парней решает жёстко разбудить хозяев и силой выбить из них информацию о местонахождении мастерской, которая там действительно была, просто хорошо замаскированная. Но когда грабители попали в потайную комнату, стальная дверь за ними закрылась и уже хозяева дома начали играть с молодыми людьми в "интересные игры", закончившиеся для них очень печально.
   Жанр "home invasion" триллеров никогда не был на первых местах в зрительских предпочтениях, но постоянно на рынке присутствовал, иногда выдавая на-гора довольно эффектные и запоминающиеся картины. Вроде относительно недавней "Не Дыши" ("Don't Breathe", 2016), на которую напрямую "намекает" русское название, как обычно не имея к содержанию картины, в оригинале называющейся "Ювелир", никакого отношения. Но это уже, к сожалению, стало общим местом нашего жанрового проката, где дистрибьюторы в попытке выжать несколько лишних "серебряников" из ничего не подозревающих зрителей пытаются "втюхать" им практически любые фильмы под видом "сиквелов" когда-то успешных в коммерческом плане картин. Совершенно не смущаясь того, что все эти "русифицированные названия" практически всегда не имеют абсолютно никакого отношения к сюжету фильма.
   И, разумеется, в "Ювелире" нет даже полунамека на сюжет американского "Don't Breathe", под который его заставили у нас "косить" отечественные кинофирмачи, тем более, что фильм вообще итальянский. И в роли "поехавшей" жены ювелира там светится совершенно неузнаваемая теперь Стефания Казини, сыгравшая в свое время одну из главных ролей в арджентовской "Саспирии" ("Suspiria", 1977) и "венецианском джиалло" с религиозными мотивами "Кровавая Тень" ("Solamente Nero", 1978). Персонаж Стефании тут, кстати, самый эксцентричный, и ее дуэт с Джузеппе Памбиери достоин отдельной похвалы, ибо "возрастные" актеры создали на экране действительно запоминающуюся и необычную "маньячную парочку". И это не спойлер, ибо то, к чему всё идет, аудитории становится понятно уже в начале второго акта благодаря щедро раскинутым для нее кинематографистами "хлебным крошкам".
   Но самое интересное заключается в том, что до самого конца зритель будет прибывать в неведении относительно мотивов престарелого ювелира и его жены, а когда в конце третьего акта он их узнает, то будет сильно удивлен. Равно как он будет удивлен и резкому смену тона картины с классического "home invasion" триллера на маньячный хоррор в лучших традициях фильмов о полоумных семейках. Ну и самая концовка ленты, конечно, для многих будет неожиданной, что тоже большой плюс.
   Однако не стоит думать, что в дебюте Винченцо Ричиуто лишь одни сплошные плюсы. Есть и минусы. Например такой, что будучи соавтором сценария, он не снабдил своих персонажей хоть какой-нибудь "бэкстори". Точнее так, в начале фильма была скромная попытка хоть немного рассказать нам о троих грабителях, но она оказалась непродолжительной, буквально на пару минут, и на этом всё и закончилось. А про ювелира и его жену мы не знаем вообще ничего, кроме одной маленькой детали, которая никак не объясняет почему и зачем эта пара творит то, что творит. Их мотивацию, конечно, в третьем акте устами одного из персонажей проговаривают, но уж слишком она получилась у сценаристов кондовой и неубедительной. В этом смысле сценарию не хватает изящества, хотя во всем остальном картина сделана довольно неплохо, с отличной игрой актеров, хорошей кинематографией и очень неплохой для дебюта режиссурой. Которую, впрочем, на многочисленных жанровых фестивалях, где пока что катается фильм, не отметили. Зато композитор Александр Чимини (Alexander Cimini) за музыку к этому фильму получил аж четыре приза, и она там действительно хороша. Приз на фестивале "Screamfest" фильм получил еще и за спецгрим, хотя лично я не очень понимаю почему, ибо ничего особенного в плане грима нам тут не демонстрируют, да и эпизодов "с его участием" в ленте немного.
   На данный момент, как я уже отметил выше, эта картина колесит по фестивалям, и настоящий прокат у нее был лишь в конце зимы в Италии. И вот теперь еще у нас, где посмотреть "Ювелира" в кино я рекомендую всем любителям криминальных фильмов про "легкое дело, которое пошло не так". Ну и поклонникам маньячных триллеров, конечно, ибо третий акт ленты, я думаю, удивит многих.