В начале осени кинокомпания Сэма Клебанова "Кино Без Границ" решила порадовать немногочисленную жанровую общественность России выпуском в (относительно) широкий прокат первого шведского фильма о вампирах, "Frostbiten". Снятый выпускником ВГИКА (мастерская Саввы Кулиша, выпуск 1996-го года) Андерсом Банке, фильм начинается под знаменитый советский шлягер "Темная Ночь" в исполнении Леонида Утесова, и рассказывает историю о ...

...нескольких немецких солдатах, оторвавшихся от танковой части в заснеженных лесах Украины 1944-го года. Спасаясь от преследования партизан, обмороженные немцы (среди которых, почему-то, затесалась пара шведов :)) заходят в лесную избушку с еще теплой печкой, обитатели которой, видимо, покинули жилище прямо перед их приходом. Ночью, однако, выясняется, что владельцы жилплощади, упыри, и не думали покидать жилище, уже успев полакомиться одним из спящих товарищей. Молодую вампиршу в национальной украинской рубахе, обделавшиеся от страха вояки все-таки сумели приструнить, но в подполе в гробу лежала ее дочка, Мария, которую общими усилиями заживо (или замертво?) захоронили...

Fast forward в "наши дни". В заснеженную Лапландию, где в самом разгаре полярная ночь, переезжает мама с дочкой. Мама едет в этот забытый богом уголок ради работы под боком у своего кумира, профессора Герхарда Бекерта, ну а ее дочке Саге просто деваться некуда. В новой школе девушку сразу берет в оборот "плохая девчонка" (толи просто торчок-альтернативщица, толи недоделанный гот, сразу и не разберешь ;)) Вега, пригласившая Сагу на крутую вечеринку. Украв у знакомого дилера Себастиана коробку с россыпью веселых красных таблеток (которые тот "тиснул", в свою очередь, из офиса профессора Бекерта), Вега принесла их на вечеринку, где народ стал отрываться по полной, мешая таблетки со всем, чем только можно. Проблемы (в частности, у Саги) начались чуть позже, когда все, кто отведал веселых кругляшек, превратились в кровожадных вампиров...

Для маленькой скандинавской Швеции этот проект, как для нас в свое время "Ночной Дозор", стал настоящим прорывом. Ведь в девятимиллионной Швеции можно снимать лишь два типа фильмов - коммерческие "фильмы про полицейских" и "народные комедии", или драматический и социальный "артхаус" при поддержке Шведского Киноинститута. Жанровое кино на родном языке в Швеции снимать не получается, так как рынок сбыта очень мал, а великовозрастные "консультанты" в киноинституте и на пушечный выстрел не подпускают жанровые проекты к своей "кормушке". Но не таков был Андерс Банке, чтобы взять, и сдаться на милость госчиновников. В течение пяти лет он обивал пороги многочисленных инвесторов и ждал момента, когда политика в Шведском Киноинституте перемениться, ведь "консультанты" там меняются каждые три года. В конце концов с 11 (!!!) ко-продюсеров и при поддержке киноинститута удалось выбить три миллиона американских долларов, запустившие проект, подобного которому в истории шведского кино еще не было. "Frostbiten" стал не только ПЕРВЫМ шведским фильмом о вампирах, но и картиной с немалым количеством крови и спецэффектов, которые обычно в шведском кино не используют (действительно, чего там "спецэффектить" в полицейском участке, или, к примеру, на кухне малогабаритной квартиры, где происходит действие подавляющего большинства шведских фильмов :)). Поручив заниматься эффектами Fido Film AB, одной из ведущих скандинавских компаний в этой области, Андерс Банке сосредоточился на актерах, среди которых оказались и местные звезды. Так, мать Саги, Аннеку, играет обладательница трех престижных театральных премий "Золотая Маска" Петра Нильсен, а ее кумира, профессора Бекерта, играет не менее заслуженный театральный актер с фамилией поистине мировой известности, Карл-Оке Эрикссон. Что же касается главной звезды фильма, молодой девушки Греты Хавнешольд, так она вообще известна в Швеции с пяти лет, аккурат после того, как снялась в серии детских фильмов по рассказам Астрид Линдгрен (Astrid Lindgren)...

Подражая своим кумирам, Питеру Джексону и Джеймсу Кэмерону, Андерс Банке добавил в свой фильм немало веселого черного юмора и экшен-сцен, однако сценарные и бюджетные ограничения внесли свои коррективы в хорошие и нужные желания режиссера. Хотя лента и является по своей сути хоррор-комедией, но по настоящему смешных комедийных моментов в ней не сказать чтобы много, впрочем, как и "хоррора". В фильме есть несколько действительно удачных шуток, на которых я смеялся в голос (что по нынешним временам довольно неплохо), но большая часть хохм, с моей точки зрения, все-таки не работает, хотя видно, как стараются авторы. Особенно эти старания заметны в эпизодах "пугалок", которые, однако, получились совсем не страшными, хотя используют стандартные приемы совмещения резкого действия с неожиданно громким звуком. Но толи действия эти не очень резкие, толи подводка к ним настолько очевидна, но факт остается фактом, пугаться в этом фильме нечему. Зато в картине, по шведским меркам, просто огромное количество крови, но странно, что нет и намека на обнаженку! (Точнее, намек на оную все таки есть, в виде эротичного наряда одной из посетительниц пати, но показывают ее мельком, и рассмотреть хоть что-то все равно не получается, и это в Швеции, стране победившего эротизма и красивейших женщин планеты! ;)) Что же касается экшена, то с ним тоже есть определенные проблемы, связанные, в основном, с бюджетными ограничениями, в результате которых большинство экшн эпизодов пришлось из сценария удалять. Зато те, что после "генеральной чистки" остались, выполнены на очень даже неплохом уровне, особенно учитывая смехотворный бюджет на все "красивости" в районе 750 тысяч (25% общего бюджета). К созданию визуальных эффектов Fido Film подошла очень грамотно, по максимуму используя грим и физические эффекты, и прибегая к компьютерной графике лишь в самых крайних случаях. Случаев этих сценаристы оставили не много, поэтому графика не мозолит глаза, используясь исключительно там, где "традиционными методами" обойтись уже невозможно. Вампирский грим и кровь хороши, но лично у меня есть претензии к "боевому дизайну" упырей, который почти один в один слизан из дешевого трэша Ричарда Эльфмана "Современные Вампиры" (Richard Elfman's "Modern Vampires", 1998) с вкраплениями кровопийц Роберта Родригеса из культового "От Заката До Рассвета". Я понимаю, конечно, что после стольких вампирских фильмов создать новый дизайн упырей практически невозможно, но зачем же клепать столь откровенный и очевидный плагиат? Или гримеры из Fido думают, что американский трэш в Скандинавии мало кто смотрит? :)

Трэш там, может, и не смотрят, но свои собственные, родные фильмы, северные нации просто обожают, и тем удивительнее был отказ крупных скандинавских дистрибьюторов от проката этой картины. Они, видите ли, не смогли "просчитать", пойдет ли зритель на это кино или нет. На еврейско-спилберговский "Мюнхен", значит, должны были толпы валить, а на своих, родных вампиров, получается, народ смотреть не захотел бы? По иронии судьбы лишь крупный голливудский мэйджор (Paramount) заинтересовался прокатом ленты, и обратил ситуацию с точностью до наоборот, обскакав по сборам и уже упоминавшийся "Мюнхен", и много чего еще из Голливуда и окрестностей. Став чемпионом проката в Скандинавии, фильм получил гран-при на фестивале Fantasporto (не считая кучи приглашений в официальный конкурс на других престижных фестивалях), в результате чего картину купили для театрального проката и другие территории (не Англия, США и Германия, конечно, но хоть что-то, тем более, что "еще не вечер", и там дистрибьюторы, глядишь, подсуетятся). "Frostbiten" для шведского кино, это, разумеется, прорыв, и вдвойне приятно, что прорыв этот - жанровый. Картина, однако, получилась неоднозначной. С одной стороны в ней есть забавные эпизоды, черный юмор, неплохие спецэффекты и много крови, а с другой - куча "неработающих" моментов, затянутость, неубедительные и ненужные диалоги, вкупе с откровенными сценарными недоработками. ВГИК и "первый шведский фильм о вампирах", это, конечно, неплохо, но могло бы получиться еще лучше, особенно если бы большего развития получила вступительная (и действительно жуткая) военная линия. Поэтому рекомендовать эту картину можно лишь фанатам жанра, хотя было бы неплохо, если бы широкая зрительская аудитория пошла на этот фильм в кино, поддержав рублем усилия "Кино без Границ" по прокату жанровых картин...