Еще в середине прошлого века светлые голливудские головы от дешевого хоррор-трэша додумались до потрясающей вещи - "совмещать" в пространстве одного фильма различных хоррор-персонажей. При этом кинодельцы пользовались вполне очевидной логикой: у каждого классического "монстра" есть своя армия поклонников, но даже самые преданные поклонники устают смотреть по двадцатому разу как, к примеру, Дракула в очередной раз пьет кровь из нежных девичьих артерий - банальное однообразие сюжетов утомляет. Другое дело, когда тот же самый Дракула попадает, к примеру, в замок Франкенштейна и вынужден сразиться с чудовищем оного! Вот это уже сильная интрига - а кто, действительно, кого?! Соответственно, ради того, чтобы узнать, "победит ли кит слона", в кинотеатры ломанутся поклонники обоих киномонстров, делая фильму двойную, а то и тройную (если монстров, к примеру, трое ;)) кассу. Поэтому очень скоро вместо банальных "Дракула", на экранах Штатов стали демонстрироваться "шедевры новой волны" - "Дракула Против Франкенштейна", "Франкенштейн Против Вольфмэна", "Дракула и Франкенштейн Против Мумии" и прочие "Монстр Франкенштейна и Армия Зомби Против Невесты Дракулы и Морского Дьявола" :) Очень быстро, правда, ушлые киношники перебрали практически все мыслимые и немыслимые комбинации киномонстров, после чего волна "противостояний" очень быстро сошла на нет, уступив дорогу более "классическому" в современном понимании хоррору семидесятых и восьмидесятых годов, в котором уже не нашлось места очевидно идиотским сюжетам про то, как монстр Франкенштейна не поделил деревенскую девственницу с Дракулой, из-за чего произошел "спор хозяйствующих субъектов" со взаимным членовредительством и разрушениями, сопутствующими оным :) Известно, однако, что все в этом мире развивается по спирали, и в начале двадцать первого века, вместе с подъемом хоррор-жанра как такового, начинает потихоньку возрождаться и давняя традиция "фильмов противостояний"...

У Фредди Крюгера проблемы. Хитрые взрослые жители городка Спрингвуд нашли-таки способ противодействовать мертвому маньяку - они просто вычеркнули его из памяти города. Его имя не произносится вслух, из архивов и газет удалены любые сведения о нем, а остатки выживших детишек с улицы Вязов, которым Фредди являлся в кошмарах, поместили в психиатрическую лечебницу, где их пичкали экспериментальными таблетками для подавления сновидений. Таким радикальным образом Фредди попал в забвение, ибо всем известно, что мертвый человек будет жить до тех пор, пока про него помнят. Ну, а если новые жители улицы Вязов не то что не помнят Фредди, но и просто не знают, кто он такой, то откуда тогда взяться страху, а с ним и великой силе господина Крюгера? Неоткуда. Поэтому последние четыре года Фредди в поте лица своего рыскал по Аду в поисках человека, обладающего возможностью решить его проблему, и наконец такой персонаж был найден - неутомимый Джейсон Вурхез с озера Кристал-Лэйк. Когда-то давно по недогляду вожатых маленький мальчик Джейсон Вурхез утонул в озере Кристал-Лэйк, на берегу которого располагался "пионерлагерь". Сначала за смерть любимого сынишки отомстила его мама, но противные тинэйджеры умудрились-таки отрубить миссис Вурхез голову, поэтому смертельную эстафету пришлось продолжить самому Джейсону, в виде постепенно "взрослеющего" и разлагающегося зомби. Надо сказать, что за десять частей существования "Пятницы 13-е", Джейсон вымахал в огроменного детину, и тут ему во сне явился Фредди в образе любимой мамочки, поманившей деточку в городок Спрингвуд на улицу Вязов, где жили очень, ОЧЕНЬ плохие подростки... И Джейсон мамочку послушался, начав собирать кровавую жатву уже на новом месте. Расчет Крюгера был до гениальности прост - получив новые трупы на улице Вязов, люди вспомнят о нем, и дети начнут бояться, а значит им будут сниться кошмары, в которых их и возьмет за задницу дядя Фредди, с каждой новой жертвой обретая былую мощь. Однако идеальная машина для убийств, обладатель модной хоккейной маски Джейсон, раз начав, уже не мог остановиться, что вошло в прямой конфликт с интересами "благодетеля" Фредди, который решил, что настал черед от подельника избавиться. Вот только сделать это оказалось намного труднее, чем он рассчитывал...

На самом деле, после просмотра этого фильма настоящему жанровому поклоннику не останется ничего другого, как преклониться перед студией New Line Cinema, которая за все время своего существования ни разу не изменяла своим "независимым" идеалам (став даже частью конгломерата "Time Warner") и всегда выдавала на-гора смелые проекты, как говорится, "не взирая на лица", чему очередным ярким примером является этот фильм. Проект находился "in development hell" больше десяти лет, ибо впервые идея скрестить "ужа и ежа" пришла на ум продюсерам New Line аж в далеком 1987-м году, но тогда корпорация Paramount, которой принадлежала франшиза "Пятница 13-е", отказалась от планов совместного производства подобного фильма, и реализацию идеи пришлось отложить до лучших времен. "Лучшие времена" настали после провала восьмой части "Пятницы" - Friday the 13th Part VIII: Jason Takes Manhattan (1989) - после чего корпорация Paramount решила "забить" на сериал и через некоторое время продала все права на продолжение студии New Line. Казалось бы, забрезжил свет в конце туннеля, ибо теперь у студии были все права на обе знаменитые франшизы и можно было беспрепятственно заниматься "лабораторным скрещиванием" Фредди и Джейсона. Но тут неожиданно выяснилось, что помимо идеи подобного скрещивания, еще необходим и вменяемый сценарий, а на этом фронте все было очень глухо. Поэтому Нью Лайн предпочла сделать "прямые" продолжения обоих сериалов, рассчитывая на то, что за это время приемлимый сценарий будет написан. Однако, время шло, в обоих франшизах вышло уже по два фильма (в "Кошмарах" это были Freddy's Dead: The Final Nightmare (1991) и Wes Craven's New Nightmare (1994), а в "Пятнице" Jason Goes to Hell: The Final Friday (1993) и Jason X (2001)), а новостей о будущем "скрещивании" никаких не поступало, в результате чего надежды многочисленных поклонников обоих "супергероев" на продолжение опустились ниже нулевой отметки. Но тут на арене появился юркий китаец Ронни Ю, который в 1998-м году уже успешно реанимировал для Universal франшизу Child's Play четвертым фильмом "Bride of Chucky", в котором показал изумленным зрителям не только кукольный секс, но и зарядил их изрядной долей иронии и черного юмора, буквально вдохнув в практически мертвый сериал силы для новой жизни. Показав New Line свою заинтересованность в постановке проекта, Ронни стал активно работать со сценаристами, в результате чего весной 2002-го года на столах у Роберта Шея и Шона Каннингема (Robert Shaye, Sean S. Cunningham - бессменные продюсеры "Кошмаров" и "Пятницы" соответственно) лежала окончательная версия сценария, которой студия наконец-то дала "зеленый свет". Ронни Ю получил тридцать миллионов бюджета и полную творческую свободу (в частности, одним из его обязательных условий была возможность решить, кто же в конце концов победит в финале фильма ;)), тут же отправившись в Ванкувер, Канада (там снимать дешевле) для подбора натуры и кастинга.

Естественно, узнав про начало работы над долгожданным проектом, многочисленные фанаты обоих сериалов прильнули к экранам своих мониторов, жадно поглощая любые интернет-новости и слухи относительно съемок фильма. А новости не заставили себя долго ждать, и связаны они были с кастингом будущей картины. Очевидно, что на роль Фредди кандидатура актера даже и не обсуждалась, ибо этот персонаж навечно закрепил за собой Роберт Инглунд, без которого невозможно представить себе ни один "Кошмар". Но для роли Джейсона никаких особых актерских дарований не требовалось, ибо весь фильм он ходит в своей "фирменной" хоккейной маске и по сути дела все равно, что за человек находится "по ту сторону", главное, чтобы он обладал соответствующими физическими данными. Поклонники "Пятницы", однако, хотели бы все же видеть в этой роли каскадера Кэйна Ходдера (Kane Hodder), который "играл" Джейсона последние четыре фильма франшизы (начиная с Friday the 13th Part VII: The New Blood (1988)). Ронни Ю, в свою очередь, искал человека "с добрыми глазами" (!), поэтому Ходдер ему не подошел (видимо, глаза у него были недобрыми ;)), и отказ использовать "ветерана" вызвал бурю эмоций в стане особо консервативных поклонников "Пятницы". "Добрые глаза" в конце концов нашлись у другого каскадера, Кена Кирцингера, который, помимо доброты, обладал еще и подходящими физическими данными, равно как не понаслышке был знаком с франшизой, имея в своей фильмографии крошечную роль "нью-йоркского повара" в восьмой части сериала - "Джейсон Отправляется на Манхеттен". Помимо обсуждения правильности решения "замены коней на переправе", особенно активно фанаты обсуждали кастинг на одну из главных ролей участницы девчачьей поп-группы "Destiny's Child" Келли Роулэнд - негритянки, обладательницы внушительного бюста (возможно, силиконового, ибо на экране она его не обнажала :)) и отвратительно оттянутой нижней губы. Еще до выхода фильма на экраны большинство поклонников желало ей скорейшей и мучительной экранной смерти, но Келли "продержалась" в фильме практически до самого конца, хотя убита была жестоко и бесцеремонно, что наверняка согрело душу многочисленным ее недоброжелателям :)

Очевидно, что, привнеся в пространство одного фильма персонажей из двух разных франшиз, в последних инсталляциях которых, к тому же, New Line понаворотила "дай боже" (из остроумного хохмача Фредди сделала "серьезного страшного монстра" в "Последнем Кошмаре Уэса Крейвена", заодно изменив дизайн его грима, а Джейсона Вурхеса отправила в открытый космос рубить в капусту актеров сериала "Andromeda" в "Джейсоне X" :)), авторам нового фильма пришлось отказаться от событий некоторых предыдущих частей обоих сериалов и внести некоторые коррективы в мифологию персонажей. Так, по логике вещей этой ленты, Джейсон никогда не отправлялся в космос и его никогда не рубил в капусту отряд спецназа (события "Джейсон X" и "Джейсон Отправляется в Ад" соответственно), а похождения Фредди закончились "Последним Кошмаром" и он никогда не превращался в "по-настоящему страшного монстра, терроризирующего съемочную группу", как это нам показали в "Новом Кошмаре". Некоторые "косметические" изменения, равно как и небольшие несоответствия в мифологии его персонажа, Фредди все же претерпел. К примеру, в очередной раз немного изменился его "лицевой" грим, и вместо гнилых зубов Крюгер отрастил себе острые как бритва клыки, оставшись, тем не менее, все таким же веселым хохмачом в красно-зеленом свитере, на радость всем поклонникам :) Что же касается некоторых несоответствий мифологии прежних фильмов, то заключаются они в следующем: во всех "Кошмарах" Фредди истекал зеленой кровью во сне, и "кровенил" красной в реальном мире, а у Джейсона, в свою очередь, кровь всегда была черной - здесь же из них обоих обильно льется красная кровь. Но это все уже придирки, ибо на самом деле важно одно - как реализовано историческое противостояние двух суперикон хоррора, и я безумно рад сообщить, что реализовано оно просто на высочайшем уровне!

Открывается фильм энергичными "кроваво-мясными" титрами и монтажом эпизодов из предыдущих "Кошмаров" (кроме "Нового Кошмара", разумеется), на фоне которых Фредди рассказывает зрителю о своих нынешних проблемах, после чего следует классическая сцена из "Пятницы" - ночью молодая девица, тряся внушительных размеров сиськами, бежит купаться голышом на озеро Кристал Лэйк, после чего по лесу ее преследует Джейсон и смачно "гвоздит" своим мачете к дереву. И тут на арену выходит Фредди, в образе доброй мамочки, после чего начинается безумный микс из "Кошмаров" и "Пятницы" с непередаваемыми хохмами Фредди, курящими травку, пьющими и трахающимися тинэйджерами, получающими за это от Джейсона "по заслугам", исключительно креативно поставленными эпизодами кошмаров и кровавыми банями в исполнении Джейсона. По количеству крови и отрубленных конечностей на единицу времени, этот фильм, пожалуй, переплюнул самые "убойные" серии как "Кошмаров", так и "Пятницы" - так смачно и с таким отрывом на экране не рубили тинэйджеров и "им сочувствующих" уже очень давно, и во время просмотра я постоянно поражался, как этот фильм умудрился получить "R" рейтинг абсолютно без каких-либо купюр. При этом, разумеется, соответствующие эпизоды фильма сопровождаются классической "кошмарной" темой, или суперкультовым "ча-ча-ча ..." из "Пятницы" :) И если события первой половины ленты происходят на "исторической родине" Фредди Крюгера - в городке Спрингвуд и его окрестностях, то грандиозная финальная битва двух монстров проходит уже "на территории Джейсона" - в лагере у Кристального Озера, и надо сказать, что подобной битвы двух титанов киноэкран еще не видывал - это вам не худосочный Дракула против неуклюжего создания Франкенштейна! По сравнению с Джейсоном и Фредди масштаб черно-белых поделок середины прошлого века просто смехотворен! Тут есть все - и размах, и изобретательность в выборе методов борьбы, и хитрые "тактические приемы" - ведь ситуация осложняется тем фактом, что оба "борца" - бессмертные :) Одним словом - это надо видеть, чтобы полностью прочувствовать и осознать величие исторического противостояния двух киномонстров и масштаб режиссерского дарования Ронни Ю, который идеально совместил несовместимые, на первый взгляд, вещи!

Надо сказать, что публика по достоинству оценила титанические усилия New Line Cinema и Ронни Ю, проголосовав за Фредди и Джейсона "североамериканским рублем". В первый же уикэнд своего проката (15-17 Августа 2003 года) картина дебютировала в чартах на первом месте, собрав фантастическую (для подобного жанрового проекта, разумеется) кассу в тридцать шесть с половиной (!!!) миллионов долларов, закончив прокатный период с результатом в восемьдесят два с половиной миллиона, и это не считая международного проката, который наверняка принесет еще как минимум половину этой суммы! Вот уж воистину, народ соскучился по классическим хоррор-иконам и жанровому кино как таковому, что дало всем студиям ясный сигнал - надо снимать побольше жанрового кино, ибо стоит оно относительно недорого, а сборы могут быть заоблачными, гарантируя отличное соотношение "затраты-прибыль". New Line это поняла уже давно, а посему после столь внушительного финансового успеха сразу встал вопрос о продолжении, тем более что, по доброй уже традиции, очевидный намек на возможность оного продолжения зрителю дали в конце фильма :) (Стоит отметить, что помимо бесчисленных вариантов сценария самой картины, было снято как минимум две альтернативных концовки, которые по разным причинам не попали в финальную версию картины. А также теоретически рассматривался финал, в котором Джейсон и Фредди бьются в Аду, как вдруг из темноты неожиданно появляются железные цепи с крюками и обездвиживают обоих, после чего из тени медленно выходит Пинхед (знаменитый персонаж франшизы "Hellraiser") и своим "фирменным" спокойным голосом спрашивает "Итак, господа, что у нас тут за проблема?". Но этот вариант Нью Лайн сразу отклонила, не имея желания покупать дополнительные права на персонаж Пинхеда :)). Ронни Ю, окрыленный успехом своего детища, уже дал предварительное согласие на постановку продолжения, а функционеры Нью Лайн уже вовсю рассматривают идеи будущих "противостояний", наиболее серьезно относясь к возможности фильма "Freddy vs. Jason vs. Ash", желая скрестить тем самым уже три франшизы - "Кошмары", "Пятницу" и "Зловещие Мертвецы"! По интернет-слухам, к исполнителю роли Эша, Брюсу Кэмпбеллу уже обращались из Нью Лайн с подобным предложением, на что он им ответил: "Конечно я соглашусь, но только при условии, что Эш победит" :) Имеют ли подобные слухи под собой основания или нет, возможно, мы увидим уже довольно скоро, во всяком случае, я очень надеюсь, что на этой картине эпопея с "фильмами противостояниями" не закончится, и мы еще не раз сможем наблюдать в кинотеатрах "битвы титанов" из разных франшиз - "Пинхед против Зубастиков", к примеру (тем более что в космосе они уже побывали :)), почему бы и нет? ;) А пока мы ждем "продолжения", всем мало-мальски вменяемым зрителям нужно срочно бежать в кинотеатры и смотреть на большом экране титаническое "месилово" Фредди и Джейсона. Поверьте, это того стоит!