"Уроды", - это наглядный пример того, как Голливуд с легкостью может потратить миллионы на откровенно бредовую и явно некоммерческую идею, которая потом, разумеется, станет культом на видео :)

Актер-симпатяжка Рики Кугин соглашается за пять миллионов долларов поехать в латиноамериканскую страну промоутировать токсичный химикат "Zygrot 24" для корпорации E.E.S. (Everything Except Shoes). По пути из аэропорта он со своим приятелем Эрни и только что "подснятой" им экологической активисткой Джули заезжают на местное фрик шоу, в надежде поглазеть на уродов. Однако эксцентричный владелец аттракциона их самих превращает во фриков с помощью самопальной машины для производства мутантов, работающей как раз на "Зигроте 24". Превратившись в безобразного монстра, Рики не может смириться со своей новой судьбой, и с помощью других мутантов устраивает "побег из курятника", о чем в итоге и рассказывает в прямом эфире национального ток-шоу...

По описанию, вроде бы, фильм не кажется таким уж прям безумным, но я вас уверяю, в реальности он совершенно шизанутый, причем абсолютно на всех уровнях :) А начиналось все довольно скромно, в конце восьмидесятых, когда Алекс Винтер и Том Стерн сняли 11-ти минутную пародию на "Техасскую Резню Бензопилой" ("The Texas Chain Saw Massacre", 1974) с участием американской панк банды Butthole Surfers. Называлась короткометражка "Bar-B-Que Movie" (1988), и вместе с фронтменом Butthole Surfers Гибби Хэйнесом (Gibby Haynes) кинематографисты засели за написание первого варианта сценария полнометражного фильма, который они задумывали сделать ультракровавым и снять за вполне себе "подъемные" 100 тысяч долларов. Этот сценарий, однако, никого в Голливуде не заинтересовал. Но тут Алекс снялся в подростковом суперхите "Bill & Ted's Excellent Adventure" (1989) и его не менее успешном сиквеле "Bill & Ted's Bogus Journey" (1991), а Том Стерн, все с тем же Алексом и сценаристом Тимом Бёрнсом (Tim Burns) замутил на MTV успешное шоу "The Idiot Box" (1990-1991), после которого приятели решили переписать сценарий предполагавшегося фильма, по ходу дела почти полностью его изменив. Так, весь аспект с участием Butthole Surfers (хотя их песни остались в саундтрэке) и "настоящими ужасами" был выкинут, и ленту под рабочим названием "Hideous Mutant Freekz" решили сделать чистой комедией с абсурдистским юмором а-ля "Monty Python" и "MAD Magazine" (популярный в Штатах сатирический журнал). В таком виде концепт фильма понравился тогдашнему главе "Двадцатого Века" (20th Century Fox) Джо Роту (Joe Roth), который предложил Тому и Алексу, внимание, ДВЕНАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ (!!!) бюджета, даже несмотря на то, что оба не имели абсолютно никакого режиссерского опыта съемок полнометражных картин, и ни разу даже не снимали еще на "настоящие" 35 миллиметров! Джо, правда, выставил креативной парочке одно условие, - чтобы они подогнали содержание ленты под "подростковый" рейтинг PG-13, что в их случае просто означало убрать всю ругань :)

Таким образом уже через месяц после "отмашки главного босса" проект начал производство, а студия была настолько в нем уверена, что выкинула на рынок немало продуктов "по мотивам" еще не снятого фильма, как то линейку "action figures", новелизацию и комиксы, персонажи которого, впрочем, внешне мало напоминали киношных, просто потому, что комиксы отрисовали еще до окончания кастинга :) Но дальше, однако, начались проблемы. Во время съемок Джо Рот был уволен и на его место пришел Питер Чернин (Peter Chernin), которому не понравился не только снимавшийся фильм, но и особенно тот факт, что на него потратили такую кучу бабла (бОльшая часть которого, кстати, ушла на гротескный грим и эффекты). Чернин серьезно урезал бюджет на пост-продакшен, из-за чего в ленту не вошло много написанных специально для нее песен (включая композицию Игги Попа (Iggy Pop) для конечных титров) и не был издан саундтрэк, а также серьезно сократилось количество спецэффектов, часть из которых вообще выкинули. А еще большое начальство переименовало проект во "Freaked", посчитав, что такое название сделает его намного "доступней". Результаты тестовых просмотров, впрочем, даже с таким названием и кучей вырезанного материала (около десяти минут!) оказались поистине кошмарными, и тогда студия приняла волевое решение вообще убрать ленту из широкого проката и никак ее не рекламировать, сохранив, тем самым, изначально заложенный маркетинговый бджет. В результате, картина вышла всего на ДВУХ экранах, собрав с них катастрофические для соотношения затраты/прибыль двадцать девять ТЫСЯЧ двести девяносто шесть ($29,296) долларов! Это, разумеется, была для "Двадцатого Века" просто термоядерная бомба.

Тем более, что фильм не оценили ни критики, ни подростковая аудитория, для которой лента, в общем то, и снималась. Мало кто понял ее абсурдистский гротескный юмор, а многочисленные попкультурные отсылки и тогда то были не особенно забавными, а теперь и вовсе уже не работают вне актуального контекста. При этом для веселой комедии в фильме уж слишком много реально гротескных уродств, и особенно в этом смысле гримеры поработали над Алексом Винтером, превратив его в действительно отталкивающего монстра. Вообще то именно гримеры и прочие спецэффектщики, среди которых были и жанровые "имена", вроде Screaming Mad George или Chiodo Brothers, тут реально классно поработали, превратив кучу актеров, некоторых из которых под слоем грима ни за что не узнаешь (как, например, партнера Алекса по "Биллу и Тэду" Киану Ривза (Keanu Reeves) в образе "собаки" Ортиза (Ortiz the Dog Boy)), в настоящих фриков. А вот про работу режиссеров и ко-сценаристов я такого же сказать не могу, ибо отсутствие опыта создания полнометражных проектов у них явно просматривается, хотя бы в том, что люди с откровенным трудом связывают разрозненные гэги в единую и понятную историю. Да и гэги эти, прямо скажем, не такие уж и смешные. В картине есть, конечно, несколько забавных отсылок и актуальных для своего времени камео, но большая часть ее шуток, по-моему, не работают, ни в контексте фильма, ни вне его, а это уже явные проблемы сценария. Всегда, конечно, можно предположить, что это просто у меня такое чувство юмора плохое, но судя по сетевым рейтингам (47% на Rotten Tomatoes, 6/10 на IMDB) так думаю не я один.

На видео, однако, как я уже сказал выше, лента стала культом, но причины этого, по-моему, очевидны, - кто ж не "окультит" фильм, в который вбухали 12 миллионов для того, чтобы вернуть себе чуть меньше тридцати тысяч? :) Да и выглядит он со своим крутейшим гримом, разнообразными фриками и более чем странной историей действительно необычно, так чем не культ? Именно поэтому его и стоит всем увидеть... ;)