Билл Пэкстон в основном известен широкому кругу зрителей как успешный и талантливый актер, друг Джеймса Кэмерона и завсегдатай многих его фильмов, в которых ему доставались главным образом забавные роли. Актерская профессия, однако, зачастую жестока, и с годами многие артисты начинают поглядывать в режиссерскую сторону, рассматривая удобное кресло на съемочной площадке с гордой надписью "Director" как способ продолжения своей кинематографической карьеры. У одних это получается хорошо, у большинства же "не очень", а некоторые умудряются удачно совмещать актерство с достижениями на режиссерском поприще. Случай Билла Пэкстона - из последних.

В техасскую штаб-квартиру ФБР поздно ночью вызывают детектива, ведущего расследования серийного маньяка по прозвищу "Карающая десница". В кабинете агента Дойла ждет молодой человек, с места в карьер заявивший, что знает, кто убийца. "И кто же?" - недоверчиво поинтересовался Уэсли Дойл. "Мой брат", - последовал ответ. А дальше парень рассказал историю своей семьи, как он с папой и братом жил в небольшом домике в Техасе, и как однажды ночью их разбудил отец и сообщил, что только что его посетил ангел, и что семья их была избрана Богом для специальной миссии - уничтожения демонов на земле. Сначала Бог привел его к трем священным орудиям уничтожения - огромному топору, перчаткам и короткому обрезку трубы, а вскоре после этого отец получил и первый список демонов, в котором были, разумеется, имена людей, живущих в окрестных городах... Вскоре отец приступил к выполнению возложенного на него ответственного поручения, привлекая к этому и братьев, младший из которых, Адам, полностью доверял ему, в то время как старший, Фентон, всеми силами пытался помешать и убедить отца перестать убивать людей. Но папа никогда не убивал людей - он лишь уничтожал демонов, на которых указывал ему господь, и которые выглядели и вели себя как обычные люди, и лишь прикосновение его непокрытых рук с головой выдавало их дьявольскую злую сущность. Фентон не мог вынести всего этого, и, чтобы остановить кровавую вакханалию, ему пришлось убить собственного отца... Но святое дело продолжил младший брат, и теперь повзрослевший молодой человек везет детектива Дойла, чтобы показать ему место захоронения многочисленных жертв религиозного маньяка. Но быть может...

Этот фильм, по сценарию Брента Ханли (Brent Hanley), продюсировала канадская Lions Gate Entertainment, компания, которая буквально за последние несколько лет стала очень заметным игроком на жанровом кинорынке, скупив многих конкурентов и активно занимаясь театральной и видеодистрибуцией жанрового кино на территории Северной Америки, не забывая при этом и о собственном производстве. Выделив на постановку 11 миллионов бюджета и столько же на маркетинг картины, продюсеры Lions Gate не отказали Биллу Пэкстону, изначально предполагавшемуся на роль отца, в реализации его режиссерских амбиций и доверили ему режиссуру картины. Результат этого решения, надо сказать, превзошел буквально все ожидания, и Билл Пэкстон проявил себя не только как хороший актер (а роль отца, пожалуй, одна из самых сильных в его карьере), но и как великолепный режиссер, у которого, без сомнения, есть огромный талант. "Порок" невозможно отнести к некоему одному жанру, ибо фильм настолько самобытен (в плане использования разных жанровых и кинематографических приемов) и затрагивает столь много тем, что его классификация "одним словом" не передаст и малой доли реального положения дел. Это и семейная драма, повествующая о постепенном разложении "ячейки общества" на фоне прогрессирующего безумия (хотя безумия ли?) отца. И запутанный триллер в лучших традициях Хичкока с неожиданными сюжетными поворотами и туманными полунамеками-подсказками на истинное положение дел. И "готический" фильм со множеством "мрачных картинок", депрессивной атмосферой и напряженными пугающими моментами. Ну и, конечно же, это психологический хоррор, фильм, в котором практически нет крови, но который тем не менее пугает очевидной реалистичностью происходящего и серьезным психологическим прессингом, который оказывается на зрителя практически на протяжении всей картины. Я не назову фильм шедевром, но, черт возьми, эта лента ОЧЕНЬ близка к этому определению, и уж совершенно точно это один из лучших режиссерских дебютов, когда либо мною виденных!

Все без исключения актерские работы в фильме великолепны, но особенных похвал заслуживают молодые артисты, исполняющие роли братьев Микс в молодости. Мэтью О'Лири замечательно играет сына, крепко любящего своего отца, но понимающего, тем не менее, что папа в своем религиозном рвении зашел уже слишком далеко и его надо каким-либо образом остановить. Билл Пэкстон, в свою очередь, прекрасно играет любящего своих сынов отца, которому однажды ночью явился ангел с непростым заданием от Бога. Старший Микс при этом отнюдь не одержим, он вполне вменяем и легко может отделить плохое от хорошего (показателен в этом плане один из диалогов с маленьким Адамом), но против очевидных для него фактов и божественного вмешательства он идти не может, поэтому и берется за эту грязную работу, своими руками верша справедливое божественное правосудие...

Впечатляющие визуальные образы - к примеру, такие, как мрачные эпизоды ночного розового сада, превращенного семьей Миксов в зловещее кладбище - заслуга выдающегося оператора-постановщика Билла Батлера (Bill Butler), на счету которого работа над такими фильмами, как "Челюсти" или "Омен-2". Мрачное же музыкальное сопровождение принадлежит перу молодого композитора Брайана Тайлера (Brian Tyler), начавшего свою карьеру для кино и телевидения совсем недавно (в 1997 году), но за плечами которого уже более сорока звуковых дорожек, многие из которых были написаны для серьезных и "больших" фильмов.

Критика картину восхвалила, и оформление DVD, к примеру, просто усыпано восторженными цитатами различных авторитетных источников (понятно, что это один из маркетинговых ходов, дабы продать побольше копий фильма, но в данном случае все эти цитаты правдивы). Особо отметили фильм и множество престижных международных фестивалей, в результате чего "Порок" собрал четыре номинации (в категориях "Лучший сценарий", "Лучшая режиссура" и "Лучшее исполнение главной роли") и две награды - за сценарий и режиссуру. Прокатные же показатели, как очень часто бывает с хорошими и серьезными картинами, оказались для студии не столь впечатляющими - всего 13 миллионов долларов с полутора тысяч экранов.

"Порок", безусловно, является одним из лучших фильмов 2001 года и более чем впечатляющим режиссерским дебютом Билла Пэкстона, и посмотреть его стоит хотя бы из-за этого. Но реальная ценность фильма, конечно, не в признании критики и фестивальном успехе, а в самой его сути, в том, что это очень самобытный и необычный психологический фильм, поднимающий немало интересных и "сложных" тем, на которые у зрителя наверняка не всегда найдутся ответы. Кино для думающей аудитории.