Известному голландскому режиссеру Полу Верхувену, после изменения политического климата в Нидерландах начала восьмидесятых, снимать фильмы стало все труднее и труднее. В связи с этим его взор устремился на Голливуд, который, в лице Orion Pictures Corporation, уже давно делал Полу недвусмысленные намеки. Полноценный "американский дебют" Верхувена состоялся в 1987 году с выходом фильма "Robocop", после неожиданного успеха которого Пол так и остался работать в Голливуде, а двумя годами раньше он снял свой последний (на тот момент) европейский фильм под названием "Плоть и Кровь". Написав сценарий в соавторстве с Жераром Сотманом (Gerard Soeteman, работавший до этого над шестью картинами Верхувена) и пригласив на главную роль своего "фирменного актера" Рутгера Хауера, Пол снял правдивый и жестокий фильм о средневековой жизни, в котором...

...банда обманутых своим могущественным нанимателем головорезов под руководством сильного и умного наемника Мартина решает жестоко отомстить корыстному лорду. Они нападают на повозки, в которых к молодому сыну лорда, Стивену, ехала его невеста Агнеса с приданным. Во время нападения лорда ранят, Агнесу, вместе с приданным похищают, а вечером у костра Мартин ее жестоко насилует, лишая девственности. Но молодой наследник Стивен не собирается мириться с подобной ситуацией, и, призвав на помощь опытного отставного вояку, отправляется в погоню за своей невестой...

Пол Верхувен никогда не скрывал, что ОЧЕНЬ любит кровь и насилие, ну и, конечно же, секс, который всегда идет с насилием рука об руку. Поэтому в этом фильме вы увидите огромное количество обнаженки, животного секса, грязи, крови и натуралистичного насилия - всего того, что было неотъемлемой частью жизни средневековой Европы. И еще чуму, которая своей костлявой лапой косила люд направо и налево. С бесцеремонной правдивостью, на которую способен лишь европеец, Верхувен показывает зрителю не голливудский гламур средневековых замков и нарядных сельских жителей, а жестокость войны, грязные лохмотья, гнилые желтые зубы и толпы деградирующей черни, которая режет глотки друг другу даже не ради золота, а всего лишь ради куска хлеба. Но между чернью и "благородными лордами" нет особой разницы, и девственная Агнес очень быстро схватывает уроки жизни, отдавая свое тело Мартину, который может защитить ее на данный момент, но помня о Стивене, который наверняка приложит все усилия ради ее спасения. Стивен явно будет партией получше грязного наемника, но, пока он пытается ее спасти, сердце и тело Агнес принадлежит Мартину, который и пользуется последним на полную катушку...

У Пола всегда был "пунктик" на религии, поэтому во всех своих фильмах в том или ином виде режиссер эксплуатирует религиозные темы и образы. Так и здесь, группу средневековых отморозков ведет не только Мартин, но и статуя святого Мартина, которого, единственного из всех святых, изображали с мечом в руке. Живой Мартин, будучи умным человеком, пользуется религиозным рвением своих попутчиков ради достижения собственных корыстных целей, манипулирует ими, в то время как Агнес, используя собственное тело, успешно манипулирует Мартином, а Стивен, обучавшийся в лучших университетах Европы, использует науку и знания, чтобы добиться своей цели - освободить невесту. В конечном итоге выигрывает, правда, грубая сила...

Этот фильм буквально напичкан сильнейшими визуальными образами, но особо запоминаются несколько эпизодов. Один из них - это "романтическое свидание" Агнес и Стивена под полуразложившимися трупами двух повешенных - сильнейшее, доложу я вам, зрелище, а второй - иконостас Рутгера Хауера на фоне горящего колеса. В этом фильме насилие перемежается сексом, любовь превращается в оружие, кровь перемешивается с грязью, и так на протяжении двух часов - средневековая жизнь как она есть, без прикрас и без иллюзий, идеально воплощенная на экране гениальным режиссером, певцом насилия. Естественно, в Америке картина была существенно "подкорректирована" (то бишь вырезали или сократили особо откровенные сцены секса и насилия), и из-за активных протестов религиозных организаций провалилась в прокате, в то время как в Европе фильм собрал приличную кассу, а в Америке стал суперхитом на видео. После этой картины пути Пола Верхувена и Рутгера Хауера разошлись, один пошел в гору и стал успешным голливудским режиссером, а другой стал потихоньку скатываться в пропасть дешевых "би-мувиз" и direct-to-video проектов. Оператор-постановщик этого фильма, и до этого плотно работавший с Верхувеном, голландец Ян де Бон (Jan de Bont), сняв впоследствии немало ярких лент, в середине девяностых не без успеха пошел в режиссуру ("Speed" (1994), "The Haunting" (1999)), а порочный ангел Дженнифер Джейсон Ли до сих пор активно снимается, сделав неплохую кинокарьеру. Ценителям настоящего европейского кино, брутального и бескомпромиссного, данная лента активно рекомендуется, равно как и всем тем, кто хочет получить хотя бы приблизительное представление о том, как хреново жили наши предки в начале шестнадцатого века...