Некий убийца темной ночью "мочит" немногочисленных студентов кампуса, оставшихся на последний экзамен. А к ногтю прижимает супостата, как обычно, хрупкая девушка...

После феноменального успеха "Хэллоуина" ("Halloween", 1978) и "Пятницы 13-е" ("Friday the 13th", 1980) жанр слэшера не только расцвел пышным цветом, но и выработал вполне конкретную "формулу успеха", которой, с небольшими вариациями, следовали почти все последующие слэшеры. Но только не лента Джимми Хьюстона, решившего выпендриться и замутить свой слэшер "не по канонам". В результате, вместо кровавых убийств каждые десять-пятнадцать минут, мы имеем занудное кино про жизнь студенческого кампуса и его тупоголовых обитателей, "мочить" которых начинают лишь на 55-ой минуте ленты (!), если не считать, конечно, "вступительного убийства" в самом начале. При этом когда другие слэшеры не стеснялись показывать сиськи и радовали глаз креативно-кровавой разделкой аппетитных тушек тинэйджеров со все возрастающим реализмом спецгрима и эффектов, то "Последний Экзамен" не может похвастать ни тем, ни другим. Сиськи тут кажут лишь мЕльком почти в самом конце, а все убийства большим кухонным ножом исключительно однообразны и не кровавы. За одним неожиданным исключением, которое, впрочем, погоды не делает.

Не делает особенной погоды и "атмосферность", которую находят в "Последнем Экзамене" поклонники ленты. Их аргументация сводится к тому, что подробно познакомив зрителей со всеми действующими лицами картины и потихоньку подводя нас к "роковой ночи", режиссер не просто эффективно задействуют тревожную музыку авторства Гэри Скотта (Gary S. Scott, его саундтрэк в свое время даже выпустили на виниле, который нынче очень раритетен :)), но и очень грамотно играется светом и тенью, создавая непередаваемую атмосферу тревоги и саспенса. Так вот, все это полная херня! :) Никакой особой атмосферы в ленте нет, а ее музыкальное сопровождение ничем не выделяется и совсем не запоминается, в отличие от основных тем "Хэллоуина" или "Пятницы". Особого креатива в светопостановке я тоже не увидел, хотя кинематография в ленте вполне качественная, а молодые актеры, для большей части из которых "Экзамен" стал первым и последним фильмом, стараются, но их персонажи раздражают.

Это, разумеется, претензия не к ним, а к сценаристу и режиссеру Джимми Хьюстону, выпендриваться которому надо было в чем-то другом. А так у него получилось не пойми что, - сборная солянка из элементов студенческих комедий и неуклюжего слэшера, которая и не смешная, и не страшная. Скорее тупая, ибо в своем "нонконформизме" Джимми лишил безымянного убийцу даже мотива, что противоречит уже ВСЕМ канонам, а не только классическим слэшерам. Ведь зритель подспудно все равно ждет хотя бы маломальских объяснений происходящим на экране событиям, а когда он их СОВСЕМ не получает, то чувствует себя не просто обманутым, но еще и раздраженным. Раздраженным на то, что потратил полтора часа своего времени на просмотр занудной бескровной хрени, автор которой либо сам идиот, либо считает таковыми зрителей. А зрители, за некоторыми исключениями, совсем не идиоты, поэтому и "Последний Экзамен" особых денег в прокате Штатов не собрал, но что-то, разумеется, заработал, учитывая смехотворный бюджет в 60 тысяч долларов.

Обретя за тридцать с лишним лет после своего выхода небольшой культ ценителей "разрыва шаблонов", нынче этот слэшер имеет микроскопическое историческое значение своей "инакостью", но даже в таком качестве я не рекомендовал бы вам его смотреть. Ибо уж слишком все уныло...