"Бывший Барабанщик" бельгийца Коэна Мортье из тех картин, которые у среднего обывателя скорее всего вызовут стойкое отвращение, ибо надо находиться "по ту сторону добра и зла", чтобы смотреть этот фильм, не испытывая омерзения от его аморальности и не пытаясь найти в нём скрытый нравоучительный посыл. Потому что ни того, ни другого там, в общем то, и нет, так как режиссёр принципиально отстранился от всех моральных категорий, предлагая зрителю стать сообщником в циничном подглядывании за жизнью кучки недоделков, - героями ленты, о которой легко можно сказать, что она стала "пощёчиной общественному вкусу".

Начинается всё с того, что в дом некогда известного музыканта Дриза, а ныне просто состоятельного и успешного человека, наведывается гоповатого вида троица с намерением зазвать его в создаваемую ими панк-группу в качестве барабанщика. При этом все трое делают упор на то, что каждый из них по-своему неполноценен: вокалист – шепелявый женоненавистник, басист – педераст с отсохшей рукой, а гитарист – полуглухой наркоман. После некоторых колебаний Дриз соглашается, и, выдумав себе недостаток (неумение играть на барабанах), вступает с ним, как с пропуском, в мир неудачников и отщепенцев – спускается на городское дно. На своих новых знакомых, при этом, он смотрит как на полное ничтожество, с бесстрастием, достойным натуралиста, изучающего пресмыкающихся. Его совершенно не трогают бытовые переживания басиста Яна, живущего с имбицильной мамашей и привязанным к койке отцом. Ему наплевать на гитариста Ивана, у которого только что умерла малолетняя дочь из-за того, что мать вместо лекарства скормила ей наркотик. Единственное, что главный герой находит нужным сказать приятелю в такой ситуации, - "таким, как ты, нельзя размножаться", и произносит он это без каких-либо эмоций.

В конце концов экс-барабанщик, словно дойдя до апогея в манифестации своего отношения к "коллегам" как к совершенному мусору, провоцирует настоящую кровавую бойню на репетиционной базе, что стало, пожалуй, одним из самых сильных эпизодов картины. В течение довольно долгого времени на экране сменяются сцены истеричных метаний и виды мёртвых тел со льющейся кровью, которые перемежаются кадрами, напоминающими что-то вроде интервью свежеотстреленных персонажей. При этом в начале мясорубки перед зрителем вновь появляется Дриз, беспечно ублажающий в постели свою подругу, что является настоящим апогеем цинизма, так как главный герой спокойно вернулся в уютный мир спокойствия и достатка, оставив "недочеловеков" грызть глотки друг другу.

Понятно, что фильм смачно сдобрен элементами, еще больше подчеркивающими безрадостную обстановку, в которой проходит жизнь бельгийских люмпенов: свары, мордобой, всякого рода нецензурщина встречаются здесь почти на каждом шагу. Картина до краев наполнена сценами бессмысленной жестокости, грубых словесных выпадов, демонстрации безжалостного или наплевательского отношения героев к себе подобным. Среда обитания персонажей, наблюдаемых Дризом, а вслед за ним и зрителем, – это городские трущобы, обшарпанные комнаты пригородных домов, помещения загаженных, прокуренных клубов. На этом фоне брутальность и примитивизм участников действа оказываются выражены с особой остротой, необходимой для колоритного бытописания безвестных и бесславных маргиналов. Чем-то, кстати, вселенная "Ex Drummer" напоминает классическую банку с пауками, которые живут одним лишь инстинктивным желанием куснуть соседа, давно не замечая тех нечистот, в которых безнадёжно погрязли.

Разумеется, такая ода цинизму не могла обойтись без порции грубого и довольно жестокого юмора, которому помогает тот факт, что персонажи ленты ничего, кроме пренебрежения, в своей массе не вызывают, поэтому зрителю остаётся лишь безжалостно смеяться над их низостью и убожеством. Среди представителей паноптикума заметно выделяется мужчина по кличке "Большой Член" - тупой злобный пьяница, как, впрочем, и остальные представители панков-маргиналов. Так вот, в одном из эпизодов этот "Член" устраивает Дризу сюрреалистическую экскурсию во влагалище своей сожительницы, а в конце фильма апатично демонстрирует оторванный в драке "причиндал", приговаривая, - "берите, кому надо". Одним словом, остроумия режиссёру не занимать, и главное, чтобы у зрителя на сей счёт не обнаружились уж чересчур ханжеские взгляды.

В дополнение ко всему прочему фильм сопровождает драйвовая гитарная музыка, которая как нельзя лучше подходит для иллюстрации мордобоя и прочих плебейских радостей. Да и оператор, надо сказать, поработал на славу, сообщив картине подобающую случаю динамику посредством удачного чередования планов, движения камеры, изобретательности в смене ракурса. Так что в деле создания агрессивной, в меру напряжённой и отчасти надрывной атмосферы, все изобразительные средства были задействованы авторами "Барабанщика" по полной.

Но что именно двигало Мортье, при создании столь провокативной ленты? Задумывалась ли она как своего рода шокотерапия или как все отрицающий жест постмодерниста? А может, здесь всего лишь тяга к извращённому эстетическому наслаждению? На самом деле, эти вопросы не принципиальные, ведь главное в картине то, что каждый сам решит для себя выделить в качестве приоритета. И вряд ли уместно говорить о каких-то однозначных нормах восприятия в отношении столь радикальной, нонконформистской работы, которая даже для сплошь либеральной Бельгии выглядит порой чересчур смелой...