Снятые в 2002-м на miniDV независимым провокативным британцем Дэнни Бойлом (Danny Boyle) "28 Дней Спустя" ("28 Days Later") прогремели на весь мир, собрав неплохую кассу как в родной Британии, так и в Штатах. Этот фильм запустил в киномире новый вирус "быстрых зомби", который заразил, в частности, римейк "Рассвета Мертвецов" ("Dawn of the Dead", 2004), и вместе с другой лентой 2002-го года, "Обитель Зла" Пола Андерсона (Paul Anderson's "Resident Evil"), вернул на широкие экраны кинотеатров зомби-жанр. Впрочем, "зараженные" в фильме Бойла технически не являлись зомби, но к делу это уже мало относится, так как все остальные признаки жанра были на лицо. Разумеется, после успеха ленты сразу поползли слухи о неминуемом сиквеле, которые в 2005-м году подтвердил сам Дэнни Бойл, сказав, правда, что режиссировать он не будет, зато исполнит роль исполнительного продюсера вместе со сценаристом первой части Алексом Гарландом (Alex Garland). В качестве режиссера для проекта, получившего от Fox намного больший бюджет, чем восемь миллионов первого фильма, был приглашен талантливый испанец Хуан Карлос Фреснадильо, известный своей дебютной лентой "Intacto" (2001). Поработав над сценарием совместно с двумя другими людьми и продюсером Энрике Лопезом Лавиньи (Enrique Lopez Lavigne), молодой Хуан Карлос снял историю про...

...отца двоих детей, Дона, который, ради спасения собственной жизни, малодушно бросил жену на растерзание инфицированных в деревенском коттедже. С того момента прошло уже двадцать восемь недель, и в опустошенную вирусом Англию стали возвращаться беженцы, которых силы армии США размещали за укрепленным периметром "собачьего острова" в Лондоне. Вернулись и двое детей Дона, молодая девушка Тэмми и миловидный двенадцатилетний Энди, которым, разумеется, не сиделось за охраняемым периметром, и которые решили навестить свой дом в центральной части города. Там они неожиданно встречают свою мать, которая, по версии отца, "умерла", и всю троицу доставляют в карантин, где молодая ученая Скарлет с удивлением обнаруживает в крови выжившей вирус, притом, что никаких внешних симптомов болезни у женщины не видно. Делая вывод, что спасенная обладает уникальным иммунитетом от страшного вируса, Скарлет хочет ее исследовать, но военные приказывают убить женщину. Впрочем, раньше вояк до супруги добрался Дон, съедаемый стыдом за свой малодушный поступок, и, поцеловав ее, вновь запустил цепную реакцию смерти и кровавого насилия...

Как "Чужие" ("Aliens", 1986) Кэмерона отличаются от "Чужого" ("Alien", 1979) Скотта, так же и "28 Недель" отличаются от "28 Дней". Вместо долгого камерного путешествия с небольшой горсткой выживших, в этом фильме мы наблюдаем за апокалиптическими последствиями военной самоуверенности в масштабах целого лондонского района, населенного десятками тысяч жителей. Вояки, не сумевшие обеспечить людям должную защиту, сначала безуспешно пытаются решить вопрос "точечно", но очень быстро понимают, что справиться с ситуацией можно лишь тотальным уничтожением всего живого, и черный генерал без дрожи в голосе отдает приказ о "напалмовой зачистке" всей карантинной зоны. Впрочем, часть инфицированных уже давно ее покинула, рассредоточившись по другим кварталам Лондона, а вот немногочисленным выжившим предстояла двойная работа - спасаться не только от клыков "зомби", но и от оружия военных...

Решив снимать свой фильм в "документальном" ключе, Хуан Карлос отказался от miniDV видеокамер, выбрав вместо них старые добрые "репортерские 16 миллиметров", что, разумеется, прямым образом сказалось на картинке этого фильма, которая стала "жесткой" и приобрела своеобразную цветовую гамму. 16 миллиметров, впрочем, использовались в основном для многочисленных и ультрадинамичных экшн эпизодов, в то время как "более спокойные" моменты снимались на традиционные 35 миллиметров, а для показа "картинки с камер наблюдения" использовались HDV видеокамеры Sony HVR-Z1E. Выбор столь разнообразных съемочных средств диктовался стилистическим решением фильма, в котором ультракинетические эпизоды борьбы и погонь, снятые дрожащей ручной камерой и динамично смонтированные, чередуются с более спокойными, иногда откровенно созерцательными моментами, которые, в свою очередь, уступают место масштабному действию, снятому с высоты птичьего полета. Столь эклектичная техника съемок, однако, идеально склеена в единое пространство фильма, а некоторые монтажные приемы очень эффектны, впрочем, как и кровавые экшн сцены, одна из которых по своей циничности превосходит многое из того, что было снято за последнее время. Впрочем, "R"-рейтинг, это все-таки "R"-рейтинг, и особо долго на кровавые подробности нам смотреть не дают, очень быстро подрезая очередные секунды кровавой бойни. Кстати говоря, в середине фильма есть очень грамотный кивок в сторону легендарного "Броненосца Потемкин" (1925) Сергея Эйзенштейна, так что, уважаемые киноманы, не пропустите ;)

Помимо существенного увеличения доли экшена в новом фильме, заметно отличается и его морально-нравственный посыл. Если в "28 днях" исследовалась природа человека и его индивидуальная реакция на экстраординарные обстоятельства, а также показывалась быстрая деградация военных в условиях фактической вседозволенности, то в этом фильме акценты несколько смещены. В нем тоже есть неприкрытая критика военных, но уже по поводу их излишней самоуверенности. Именно из-за нее были допущены непростительные ошибки в организации периметра безопасности и раздаче кодов доступа, что и привело к трагическим последствиям серьезного масштаба и в очередной раз показало, что даже самую совершенную систему легко разрушить изнутри. Не воспринимать это как прозрачный намек на вторжение американцев в Ирак и их "зеленую зону" в Багдаде попросту невозможно. Впрочем, помимо указки на очевидные промахи военщины в картине есть немало очень эмоциональных эпизодов, построенных на сопереживании судьбе "простых людей", волею случая попавших в очень жесткий переплет экстраординарных обстоятельств. Именно эти эмоциональные моменты, а не кровавый экшен, с моей точки зрения являются самыми главными достоинствами ленты, хотя и на других фронтах у картины полный порядок - в ней играют отличные актеры, у нее классная режиссура, замечательная музыка и впечатляющие, натуралистичные эффекты. Но основа всей истории - люди, их судьбы, взаимоотношения и реакции. И чтобы все это донести до зрителя, над лентой должен поработать хороший режиссер и грамотные актеры. И с тем и с другим, как я уже говорил, тут полный порядок. Хуан Карлос Фреснадильо свое дело знает очень хорошо, расставляя эмоциональные акценты именно там, где они наиболее уместны. Один из любимчиков Дэнни Бойла, Роберт Карлайл, в свое время отказавшийся от участия в первом фильме, здесь играет малодушного отца семейства, Дона, который и запустил по-новой маховик насилия. Дотошную молодую ученую Скарлет играет австралийская актриса Роза Бирн, особо привечаемая европейскими режиссерами типа Бойла, у которого она недавно снялась в "Пекле" ("Sunshine", 2007), или Вольфганга Петерсона (Wolfgang Petersen), снявшего ее в своей "Трое" ("Troy", 2004). Сердобольного снайпера Дойла играет молодой и "подающий надежды" Джереми Реннер, а роль его боевого товарища досталась очаровательному негрилке из Бруклина Гарольду Перринье (настоящее имя - Harold Williams). Что же касается главных детских ролей, то и тут все в полном порядке, хотя некоторые моменты, с моей точки зрения, получились немного натянутыми. Впрочем, это уже лежит на совести сценаристов, а не актеров, которые "просто делают свою работу"...

Намного более мрачный, кровавый и апокалиптичный, чем предшественник, этот фильм заканчивается на совсем уж невеселой ноте, которая, впрочем, оставляет пространство для сиквела, о планах производства которого поведал Дэнни Бойл в марте этого года. Разумеется, названием третьей части будет "28 Месяцев Спустя", хотя в производство ее могут и не запустить, учитывая довольно скромные финансовые показатели "28 Недель". Так, при заявленном бюджете в 8 миллионов, первая часть только в Штатах собрала 45 миллионов, плюс 37 во всем остальном мире. Бюджет второго фильма неизвестен, но уж явно раза в два-три больше "Дней", однако кассовые сборы в Штатах у картины всего 25 миллионов, плюс 13 во всем остальном мире. Разумеется, еще не вечер, прокат не закончился, и фильм вполне может "добрать свое", но до внушительных показателей первой части ему уже явно не дотянуться. Впрочем, вся эта финансовая чехарда к высокому качеству самого фильма никакого отношения не имеет, и если вам нравится умное, мрачное, и действительно апокалиптическое кино, тогда бегом бегите в кинотеатры смотреть очень удачный сиквел одного из самых заметных фильмов двадцать первого века, "28 Недель Спустя"...