Название "The Dead" не слишком оригинально для фильма про зомби, но эта поспешная характеристика, впрочем, не подходит ни к самой картине, ни к истории её создания. Съёмки ленты проходили на натуре, в африканской саванне, и в их течение производственная команда успела слегка повздорить с местными племенами, чуть-чуть побегать от местных же полиции и таможни, а главный актёр едва не скончался от малярии, усугублённой последствиями её лечения в близлежащем госпитале. Однако результат послужил достойной компенсацией пережитым невзгодам, тем более что по возвращению домой тот же актёр отзывался о них как о забавном приключении, вспоминая, что это очень помогло ему проникнуться апокалиптическим духом и на собственном опыте ощутить тяжесть выпавших на долю его персонажа испытаний.

Итак, сюжет ленты повествует об инженере американских ВВС, единственном выжившем в крушении транспортного самолёта, который пытался вывезти личный состав из зоны заражения неведомой болезнью. В ходе безуспешных попыток связаться со своими товарищами он встречает африканского солдата, ушедшего в самоволку на поиски пропавшего сына. Герои решают объединить свои усилия и отправляются в нелёгкое путешествие по направлению к военной базе.

Может показаться, что зомби — они и в Африке зомби, только чёрные; но если со второй половиной этого утверждения трудно поспорить, то в первую часть братья Форд смогли внести некоторую новизну. Начали они с того, что вопреки современным трендам не стали подгонять массовку, чтобы те изображали носящуюся, как угорелую, нечисть. Вместо этого они... замедлили их! В итоге мертвецы в этом фильме передвигаются со скоростью страдающей остеохондрозом черепахи, и уйти от них можно даже прогулочным шагом. Однако не всё так просто: опасность состоит в том, что они делают это совершенно бесшумно. Такие "стелс-зомби" могут стоять в метре от уже обречённого человека, который даже не будет догадываться о своей печальной участи. Эта идея замечательно обыгрывается в фильме, за счёт чего создается постоянное чувство тревоги за судьбы героев.

Мне также думается, что концепция медленных зомби гораздо реалистичней обратной. Ведь не секрет, и спортивные граждане не дадут мне соврать, что перед большими физическими нагрузками крайне желательна разминка, повышающая эластичность мышц. Если ею пренебречь, то неиллюзорен риск травмы, когда эти мышцы просто рвутся. Ну а в случае с зомби, в силу понятных причин, никакая разминка не поможет, и потуги на активный образ жизни в стиле "28-ми дней" ("28 Days Later", 2002) должны кончаться для них плачевно. Но даже если не вдаваться в такие пространные рассуждения, реализмом происходящего на экране нетрудно проникнуться за счёт грамотного производственного дизайна и впечатляющих натурных съёмок. Красивые африканские пейзажи сочетаются с не менее живописными грунтовыми дорогами, покрытыми ржавой пылью, заброшенными строениями и техникой. При просмотре даже сложно сказать, что из этого декорации, а что нет. И да, зомби в каждом втором кадре прилагаются.

Кроме этого любителей жанра, несомненно, порадует качественное "гуро" в виде кишок, печёнок и селезёнок, а также всего остального, что там внутри бывает. Несмотря на маленький бюджет, экшен-сцены удались на славу, и смотреть на них — сплошное удовольствие, особенно после тех мэйнстримовых картин, в которых зомби головою аккуратно пробивают лобовые стекла авто, боясь потревожить рейтинговую ассоциацию хоть капелькой крови. Приятно также и отсутствие вредной привычки авторов малобюджетных картин придавать динамики сценам, в которых ничего особого не происходит, путём адской тряски камеры. Зрелищности использование штатива нисколько не убавляет, зато позволяет сполна насладиться качественным гримом и прочими прелестями "практических" эффектов. Ну а мощная концовка сочетает в себе все рассказанные мной достоинства фильма.

К числу недостатков картины, определение серьёзности которых я оставляю читателям, можно отнести слегка излишнюю неторопливость повествования. В фильме много сцен, где персонаж что-то делает в одиночку, естественно, не произнося при этом ни звука, и длятся они зачастую минут по пять. Не помогает динамике и фактическое отсутствие сюжета. То есть понятно, что у героев есть какая-то цель, и их поступки не лишены смысла, а направлены на решение объяснённых по ходу действия задач, однако на практике всё сводится к блужданию туда, сюда, а потом ещё куда-то. В общем, кто смотрел первого "Хоббита" ("The Hobbit: An Unexpected Journey", 2012), тот поймёт.

Однозначную оценку дать фильму сложно. Думаю, что в рамках зомби-жанра это несомненный успех. Братьям Форд удалось продемонстрировать собственное оригинальное видение по сути уже донельзя заезженной темы. Одно это уже заслуживает внимания, даже не говоря о плюшках в виде отличных эффектов и идущих бонусом африканских красот. С другой стороны, зрители, по каким-то неведомым мне причинам равнодушные к ожившим мертвецам, скорее всего, посчитают фильм затянутым, нудным и скучным. Однако поклонникам грамотно сделанных малобюджетных картин я советую посмотреть это кино в любом случае.