К началу семидесятых капризная публика безумно устала от бесконечных историй про викторианского Дракулу, которые регулярно выдавала на-гора студия Hammer, поэтому персонажа надо было либо оставлять в покое, либо "реформировать". Хаммер, под нажимом своего американского дистрибьютора Warner, выбрала второе, решив перенести действие очередного фильма про Дракулу в современный Лондон. Да и почему бы, в самом деле, не перетащить знаменитого кровопийцу в современность, когда "башляют" за это все равно американцы, у которых в семидесятом году вышел сверхуспешный независимый фильм о "современном Дракуле", "Count Yorga, Vampire"...

В Гайд Парке 1872-го года знаменитый охотник на вампиров Лоуренс Ван Хельсинг в очередной раз "разбирается" с Дракулой на крыше бешено мчащейся повозки. В результате этой "разборки" неуправляемая бричка врезалась в дерево, насадив графа на остатки сломанного колеса, после чего истекающий кровью Ван Хельсинг "помог" Дракуле отойти в мир иной, всадив деревянные спицы ему в грудь поглубже. От полученных ран профессор скончался и был похоронен на церковном кладбище, а рядом с ним, за оградкой, один из прислужников Дракулы закопал часть праха своего хозяина, припрятав его перстень с другими останками до лучших времен. Эти самые времена наступили через сто лет, когда потомок прислужника, молодой Джонни Алукард, решил восстановить "историческую справедливость" и вызволить знаменитого кровопийцу из могилы. Для этого он пригласил своих хиппующих друзей на черную мессу в заброшенную церковь, на небольшом кладбище которой был похоронен прах Дракулы и его извечного врага, Ван Хельсинга. В хиппующей "группе поддержки", кстати, была и пышногрудая внучка Лоримера Ван Хельсинга, потомка Абрахама, идущего по стопам своего знаменитого прадеда. Разумеется, с поддержкой друзей (и кассетного магнитофона ;)), Джонни Алукарду удалось воскресить Дракулу, который решил раз и навсегда покончить с родом своих давних врагов. Для этого он приказал Джонни привести к нему Джессику Ван Хельсинг, но вместе с ней пришел и подкованный в вопросах борьбы с вампиризмом дедуля, который не ударил в грязь лицом, и в очередной раз победил супостата...

Если бы создатели подошли к идее "обновления имиджа Дракулы" чуть более креативно, то и фильм у них вполне мог бы получиться неплохим, но, увы и ах, этого не произошло, и получилось то, что получилось. Если вкратце, то полный и маразматический беспредел. Бессменному хаммеровскому Дракуле, Кристоферу Ли, ни идея нового фильма, ни его сценарий совершенно не понравились, поэтому студии пришлось чуть ли не силком тащить актера на площадку, заплатив за эту роль больше, чем обычно. При этом, выражение лица Дракулы в картине намного мрачнее обычного (еще бы, играть такой бред! :)), появляется он там отсилы минут на десять, и с территории старой церкви никуда не отлучается. Соответственно, бОльшую часть времени мы наблюдаем на экране отнюдь не Дракулу, заявленного в названии, а его приспешника Джонни (в довольно харизматичном, хотя и с небольшими истерическими нотками, исполнении Кристофера Нима), хиппующую лондонскую молодежь и пышногрудую Джессику Ван Хельсинг с дедом, который разбирается с Дракулой как заправский Рэмбо, сооружая для него ловушку с кольями (!!!) на территории кладбища, не забыв, впрочем, задействовать и более традиционные методы борьбы - святую воду. Кстати, именно этот фильм стал для Питера Кушинга возвращением к роли Ван Хельсинга за двенадцать лет, прошедших со времен "Невест Дракулы" ("The Brides of Dracula") 1960-го года. И если двух протагонистов, как обычно, играют культовые актеры Hammer, то вся творческая группа ленты полностью обновилась, что, разумеется, было необходимо для дистанцирования от прошлых фильмов о Дракуле. Начало этой картины не соответствует концовке предыдущей части франшизы, что сразу настраивает зрителя на отметание прошлого, и погружение в истерическое настоящее.

Основная проблема фильма заключается в том, что его авторы пытаются показать "свингующий Лондон", не являясь, при этом, частью молодежного контркультурного движения, что сделало картину устаревшей уже в момент релиза. Идиотский и совершенно маразматический "хиппи-слэнг", вкупе с абсолютно убогой рок музыкой (начинающей играть особенно не к месту в "серьезные" моменты ленты ;)) никому не известной группы "Stoneground" (название которой вынесено в начальные титры, и для которой был специально снят долгий и маловменяемый эпизод молодежной пати в фешенебельном особняке аристократии) не добавляют фильму ни оригинальности, ни интереса в глазах молодежи, зато еще больше оттеняют тотальный идиотизм постановки, в которой нет ни одного логичного или мало-мальски вменяемого эпизода. На удивление, нету там и обнаженки, хотя некоторые наряды девушек довольно откровенные, но "без излишеств". В этом смысле показательна сцена жертвоприношения Каролины Манро (Caroline Munro), полуоткрытая пышная грудь которой, впрочем, как и все тело, очень эротично смотрится на алтаре, но которая, тем не менее, даже облитая кровью не желает скидывать с себя платье ;)

Выпущенный в 1972-м году, этот фильм не снискал себе ни денег, ни славы, и стал еще одним шагом в могилу банкротства для Hammer Films. Интересно, что во Франции и некоторых других странах картина пошла в прокат чуть позже, а потому была переименована в Dracula A.D. 1973 :) Удивительно, впрочем, другое - не смотря на явный провал этого фильма, через два года студия выпускает его непосредственный сиквел, "The Satanic Rites of Dracula", в котором действие вновь происходит в современном Лондоне, и там снова играют Ли с Кушингом под чутким руководством Алана Гибсона, ставящего картину по сценарию Дона Хьютона (Don Houghton, сценарист и этого фильма). Большего коммерческого идиотизма и представить себе трудно - выпускать сиквел провальной ленты со всеми ее составляющими БЕЗ ИЗМЕНЕНИЙ. Правда, один плюс в выходе "Сатанинских Ритуалов Дракулы" все же есть - он стал последним фильмом франшизы ("The Legend of the 7 Golden Vampires" 1974-го года не в счет) и последней ролью Ли в образе Дракулы. Все, баста! Пора и честь знать... :)

Тем, кто желает вдоволь посмеяться над неприкрытым идиотизмом Дракулы среди хиппующих "детей цветов", я могу порекомендовать этот фильм в качестве абсурдной комедии. Ну а если Вы являетесь поклонником "серьезного Дракулы", тогда смотрите лучше предыдущие ленты франшизы, снятые в стилистике "готического хоррора"...