Казалось бы, уж сколько фильмов было снято про Дракулу, а воз и ныне там, в смысле, оборотов киноиндустрия не сбавляет, и каждый год выдает на-гора все новые и новые истории о бессмертном графе. Придуманный Брэмом Стокером персонаж оказался настолько популярным и живучим, что снимать про него фильмы будут до тех пор, пока живо человечество и кинематограф. Однако на графе кормятся не только литераторы и кинематографисты, но еще и театралы. Так, в конце семидесятых на Бродвее появилась суперпопулярная адаптация книги Стокера, авторства Гамильтона Дина и Джона Балдерстона (Hamilton Deane & John L. Balderston). Главную роль в этой постановке исполнял молодой, харизматичный и ультрасексуальный Фрэнк Лангелла, талантливую игру которого оценили не только критики (за эту роль актера номинировали на Tony Award), но и кинопродюсеры, братья Мириши (Marvin & Walter Mirisch). Решив перенести театральную постановку на большой экран, братишки попросили В.Д. Рихтера (W.D. Richter) написать сценарий, ну а главную роль предложили, разумеется, Лангелле, который представителям Universal Pictures не отказал...

Сильным штормом к берегам Англии прибивает корабль, на борту которого находят мертвую команду и много много ящиков с землей. Рядом, в гроте, обнаруживают и единственного "выжившего", графа Дракулу, который приплыл на острова, чтобы поселиться в недавно купленном поместье Carfax Abbey. Нашла графа дочка голландского профессора Ван Хельсинга, Мина, гостившая в семье доктора Джека Сюварда, куда на званный ужин пригласили и графа. Там он познакомился не только с самим доктором, но и его очаровательной дочкой Люси, обрученной с агентом по недвижимости Джонатаном Харкером, уже знакомым графу по деловой переписке. Отправив Джонатана в Лондон, заверять бумаги на недвижимость, Дракула закручивает любовь с Люси, по ходу дела отправив на тот свет ее подружку Мину. В связи со смертью дочери, к Сювардам из Голландии срочно приезжает Абрахам Ван Хельсинг, который очень быстро устанавливает причину всех несчастий, изобличая Дракулу. Видя неблагоприятный для себя расклад, граф, вместе с переродившейся в вампиршу Люси, пытается бежать на родину, но в пути его настигает шайка доктора Ван Хельсинга, и, после ожесточенной схватки в трюме корабля, убивает...

Как видим, эта адаптация новеллы Стокера довольно близка к оригиналу, хотя авторы, по сути дела, взяли лишь середину книги, а ее персонажей и их отношения друг с другом просто перетасовали. Так, вместо Мины (которая тут стала дочкой престарелого Ван Хельсинга, а в оригинале носила фамилию Murray) любовным интересом Джонатана Харкера и Дракулы стала Люси Сювард (Lucy Westenra в оригинале, а доктор Сювард в книге Стокера был одним из трех людей, предложивших девушке руку и сердце ;)), дочка доктора Джека Сюварда, в психиатрической клинике которого содержится безумный пожиратель тараканов Рейнфилд (Renfield). Самая первая киноадаптация романа ("Nosferatu", 1922) сделала из Дракулы "ужасного" персонажа, который должен был внушать зрителям страх, поэтому все последующие версии этой истории придерживались в показе его образа такой же линии, но авторы этого варианта решили изменить правила игры, и показать персонажа не страшного, но сексуально-романтичного. Для такой интерпретации Дракулы, надо сказать, как нельзя кстати подошел харизматичный молодой красавец Фрэнк Лангелла, сделавший из своего героя настоящего романтика, страдающего от тяжкого бремени вечной жизни и не способности наслаждаться солнечным светом. Именно по настоянию Лангеллы в этом фильме у него нет фирменных вампирских клыков и крови, хотя его подопечные, в лице переродившихся Мины и Люси, щеголяют с красными глазами и клыками. Лангелла сделал из Дракулы трагическую фигуру шекспировского масштаба, которому тоже нужна любовь, тепло и понимание, вместо которых он получает лишь преследования, боль и смерть. Хотя финал фильма, в общем-то, остается открытым для интерпретаций.

Хотя настоящей звездой фильма, безусловно, является Лангелла, но и остальные актеры постановки все сплошь люди очень достойные. Вечного антагониста графа, профессора Ван Хельсинга, играет легендарный Лоуренс Оливье, к тому времени уже старый, больной человек. По этой причине все сцены, где требовалось хоть какое-то физическое действие (типа пробежки, или, не дай бог, чего поинтенсивнее), исполнял очень похожий на него дублер. Доктора Сюварда играет, в жанровых кругах не менее легендарный, Дональд Плезенс, придавший своему персонажу легкие комические черты. В качестве его экранной дочки, самостоятельной и сильной духом Люси, выступает известнейшая театральная (а также теле-, и кино-) актриса Кэйт Неллиган, четырехкратная номинантка на премию Tony, а ее подружку Мину играет завсегдатай телевизионных экранов Англии, Джен Фрэнсис. Хорош в роли Джонатана Харкера и Тревор Ив, хотя ничего сверхоригинального от него исполнять и не требовалось.

Изначально задумывая снять "ультраготическую" версию Дракулы, Джон Бэдэм пригласил на должность оператора-постановщика легендарного Гилберта Тэйлора (Gilbert Taylor), в активе которого есть такие суперхиты как "The Omen" (1976) и "Star Wars" (1977). Картинку своего фильма режиссер хотел сделать мрачной и очень блеклой, практически черно-белой, но продюсеры такому эстетическому решению резко воспротивились, и фильм был ими выпущен с яркими и сочными цветами. До недавнего времени это была единственная версия ленты, которую посмотрело и полюбило не одно поколение киноманов, но для DVD издания 2004-го года режиссер наконец-то сделал цветовую палитру именно такой, какой изначально и задумывал, что разделило поклонников на два лагеря. Одни утверждали, что фильм должен быть представлен как минимум в двух версиях - "цветастой" театральной, и "блеклой" режиссерской, в то время как другие безоговорочно приняли новые цвета фильма, посчитав их намного более удачными. Я, к сожалению, не видел "оригинальную" версию, но, с моей точки зрения, цветовое решение режиссера как нельзя лучше подходит всему тону этого фильма, еще больше усиливая и без того очевидную "готичность". Эта самая готичность, кстати, заключается не только в цветовой палитре, но еще и в потрясающих своим величием декорациях, замечательных костюмах и величественной, атмосферной музыке легендарного Джона Уильямса (John Williams), обессмертившего свое имя "Звездными Войнами". Когда над картиной поработало столько ярких и талантливых людей, она не может оказаться плохой, зато может хреново пройти в прокате.

В данном случае, лента стала жертвой вампирского фарса "Love at First Bite" (1979), вышедшего в широкий прокат на три месяца раньше, и собравшего отличные 43 миллиона. Так как после комедии публика уже не могла всерьез воспринимать очередную вампирскую ленту, то в прокате "Dracula" не сумел реализовать весь свой потенциал, собрав "всего лишь" двадцать миллионов. Результат, конечно, неплохой, но вовсе не тот, на который рассчитывали продюсеры. Фильм, однако, потом неплохо пошел на видео, заработав там еще десять миллионов.

Для многих Фрэнк Лангелла перевернул представление о персонаже графа Дракулы, одним из первых сделав его не бездушным монстром, а грустным, романтичным, и ультрасексуальным героем, преодолевшим все преграды ради вечной любви. Этот, замечательный во всех отношениях, фильм просто обязан быть в коллекции любого уважающего себя киномана, так как уже давно стал классикой "готического кинематографа". Искренне полюбить его должны многие, но особо эта лента приглянется романтичным натурам и молоденьким девушкам, находящимся в поисках "вечной любви"... ;)