Буквально поразив всю жанровую общественность в 2002-м году своим полноформатным дебютом "Псы-Воины" ("Dog Soldiers", 2002), молодой английский режиссер Нил Маршалл не стал почивать на лаврах, а три года спустя выдал на гора очередной жанровый фаворит, "The Descent", в котором уже никаких "поблажек" (в виде остроумного юмора и откровенно комических эпизодов) зрителю не предусмотрено...

Девушка Сара, любительница острых ощущений, просыпается в больнице после некой катастрофы, в которой, очевидно, погибла ее дочь. Год спустя безбашенные друзья Сары (среди которых, в частности, адреналиновая девушка-готушка ;)), вытаскивают ее "для полной реабилитации" на плоскогорье, побродить по пещерам. И все бы было ничего, да только лучшая подруга Сары, узкоглазая девушка Джуно, притащила всю компанию (из семи человек) не в хорошо исследованную "пещеру для туристов" второго уровня, как изначально планировалось, а в лишь недавно открытую, совершенно новую пещеру. Поначалу все шло довольно весело, но как только из-за смещения породы узкий туннель, ведущий наружу, завалило, вот тут-то и началось все самое интересное: во-первых, остальные девушки узнали, что находятся в совершено другом и абсолютно до них никем не исследованном подземелье, а во-вторых - они столкнулись со слепыми, но абсолютно дикими и кровожадными "пещерными людьми", которые с незваными гостями церемониться не стали...

Новый фильм Маршалла - классический образец брутального, грязного и бескомпромиссного европейского хоррора, держащего зрителя в напряжении с первой (ну, почти ;)) и до самой последней минуты, и не оставляющего в конце никаких иллюзий и надежд. "Это жизнь, детка, а в ней нечасто случаются неожиданные хэппи-энды" - примерно так, видимо, думал Нил, напряженно работая над сценарием своей новой ленты, которая на экране выглядит просто роскошно: клаустрофобия мрачных подземных пещер буквально ощущается кожей, а грамотная работа со светом, которого, как легко догадаться, в этом фильме совсем немного, приводит к очень впечатляющим визуальным результатам. Если бы еще компьютерный композитинг для "расширения" пещер и размножения количества тварей не подкачал, то все было бы просто идеально, а так в некоторых моментах искусственность окружения немного напрягает, но благо, что подобных эпизодов не очень много. Зато работа гримера и спецов по "традиционным" спецэффектам выполнена на самом высшем уровне, и безобразные подземные твари ведут себя и выглядят "как живые", эффектно разрывая острыми зубами и когтями живую и мертвую плоть женщин. Но некоторые женщины в этом смысле тоже не подкачали, круша черепа ненавистных существ покруче иного спецназа. Вообще, очень интересно наблюдать за социальной трансформацией некоторых человеческих индивидуумов, которые в обычной жизни обычные тупышки-хохотушки, но древние инстинкты которых под воздействием экстремальных обстоятельств превращают их в жестоких и безжалостных убийц. Не всех, естественно, а только тех из них, которые не желают быть жертвами, а у других эти инстинкты уже давно спят, поэтому именно они становятся первым блюдом в трапезе одичавших каннибалов. Но и в "цивилизованных людях" под воздействием неблагоприятных внешних факторов очень скоро может не остаться уже ничего человеческого... - мысль это не новая и сто раз уже обкатанная в других фильмах, но здесь она подана очень эффектно, Станиславский немедля закричал бы "Верю!". Поверят, я уверен, и зрители, для которых этот фильм наверняка станет одним из ярчайших впечатлений нового киносезона.

Снятая за три с половиной миллиона фунтов стерлингов, в родном отечестве картина собрала 2.7 миллиона, что для Англии очень и очень неплохо, а ее мировой (и, в частности, американский, права на который приобрел жанровый минимэйджор Lions Gate, незначительно изменив при этом концовку) прокат лишь только начинается, но результаты уже довольно позитивные, что неудивительно, принимая во внимание исключительное качество ленты, отмеченное, помимо прочего, еще и фестивальными призами с номинациями. Вторая лента, как известно, для режиссеров обычно самая трудная, и "Спуском" Нил Маршалл доказал, что действительно является очень талантливым постановщиком и, можно сказать, новой надеждой европейского хоррора. Любая категория зрителей получит от картины огромное удовольствие, но киноманам будет особенно приятно отсекать явные рефрены в сторону таких культовых вещей, как "Predator", "Apocalypse Now", "Кэрри" ("Carrie", 1976), "Сияние" ("The Shining", 1980), "Чужой" ("Alien", 1979) и "Blair Witch Project" (может, есть отсылки и к другим лентам, но это то, что лежит на поверхности ;))...