Глубоководная исследовательская станция с военным уклоном "DeepStar Six" не только исследует возможность существования долгосрочной колонии на дне океана, но и готовит еще площадку под установку ядерных ракет. Во время расчистки которой путем направленного взрыва вскрылись подводные пещеры, откуда вырвался глубоководный доисторический монстр, наведший на подводников шороху.
   Прямо как прославленный создатель "Пятницы 13-е" ("Friday The 13th", 1980) Шон С. Каннингэм навел шороху среди конкурентов, выпустив свой глубоководный монстр-хоррор первым. Потому что Голливуд, отчего-то, решил провести 1989-ый год под флагом "глубоководных фильмов", которых выпустили тогда сразу пять штук - 13 января в прокат пошел "DeepStar Six", а затем в марте "Leviathan", в июне "Lords of the Deep", в июле "The Evil Below", и наконец в августе "The Abyss" Джеймса Кэмерона (James Cameron), который единственный из всех с большим трудом, но "отбился", и то, только на видео, в то время как остальные ленты в коммерческом плане своих продюсеров разочаровали. Зная про разработку всех этих проектов еще в 1987-м году Шон Каннингэм изначально работал на то, чтобы его лента вышла на экраны первой, хотя и не собирался сам садиться в режиссерское кресло, предоставив его постановщику "Попутчика" ("The Hitcher", 1986) Роберту Хармону (Robert Harmon). Который, однако, по неназванным причинам с картины ушел, в результате чего Шон решил ставить фильм самостоятельно, напихав в него кучу хоррор клише и бредовой "глубоководной физики" над которой будет смеяться любой мало-мальски знакомый со школьной программой подросток.
   Однако фильмы эти мы смотрим не из-за реалистичности показанного на экране, поэтому придирки к физике и вообще реалистичности происходящего оставим для снобов, и сосредоточимся на, собственно, кино. Которое удивительным образом перекликается с пошедшим вслед за ним через два месяца (17 марта) "Левиафаном", продюсеры которого "попали" на гораздо большие бабки, чем Шон Каннингэм и Ко. Потому что "DeepStar Six" стоил 8 миллионов и собрал примерно столько же, в то время как на "Левиафан" отслюнявили аж 25 миллионов, а собрал он в итоге 15... Но всех их, конечно, переплюнул Джеймс Кэмерон, фильм которого стоил по разным данным от 43 до 47 миллионов, а с маркетингом так и все 70, при этом в кинотеатрах лента заработала "всего" 90, "добрав" уже потом только на видео. Перекормили в тот год голливудские фирмачи зрителей "подводными приключениями", это бесспорно.
   Но если у других "глубоководных" лент сюжет напрямую не пересекался с "DeepStar Six", то у "Левиафана" он почти такой-же - на глубоководной станции команда сталкивается с неизвестным науке хищным существом, которое "мочит" их одного за другим. При этом в обоих фильмах есть "русские" персонажи, - в "DeepStar Six" играет советский эмигрант Илья Баскин, которого убивают, разумеется, самым первым :), а в "Левиафане" есть русский капитан корабля, которого играет, правда, англичанин Юджин Липински (Eugene Lipinski). Дальше больше - в "Левиафане" главную роль исполняет "робокоп" Питер Веллер (Peter Weller), в то время как в "Глубоководной Звезде" одного из центральных персонажей играет Мигель Феррер, исполнивший в "Робокопе" ("RoboCop", 1987) роль молодого и амбициозного топ менеджера, который, собственно, и запустил программу "робокоп" :) Голливуд, короче, отжигает по полной...
   И первыми "поддали подводного огоньку" фирмачи из ныне почившей CAROLCO, которые не только финансировали этот проект, но и сумели пропихнуть его через TriStar на очень внушительное по тем временам число экранов, - 1117. "Место под солнцем" они, безусловно, застолбили первыми, вот только фильм у них дебютировал лишь на восьмом месте бокс-офиса и публику явно не впечатлил. Что лично для меня загадка, потому что лента имеет все атрибуты хорошего жанрового кино в духе "Чужого" ("Alien", 1979), из которого тут слямзили целые сцены. Например, совместный обед команды, или подбор оружия для борьбы с монстром, ну и еще по мелочи. Да и чисто технически все выглядит вполне достойно, с хорошими по тем временам спецэффектами над которыми поработал, в частности, один из основателей легендарной KNB Efx Group Грег Никотеро (Greg Nicotero). А так-же действительно хорошими актерами, бодрым экшеном и интересным монстром, который появляется на экране, правда, лишь на шестьдесят третьей минуте и которого нам особо много не показывают, предпочитая не рушить иллюзию. Конечно, сюжет картины не оригинален, и это просто еще одна вариация на тему "Чужого" или, если хотите, "Нечто" ("The Thing", 1982), только не в космосе или холодной Антарктике, а под водой. Но отработан этот "видавший виды" сюжет вполне качественно, пускай и с некоторым перебором по части жанровых клише, особенно в самом конце. Ну, тут уж Шон С. Каннингэм не удержался, подумав, что если это сработало в его легендарной "Пятнице", то сработает и в "Глубоководной Звезде". Которую я всем рекомендую посмотреть, если вы любите научно-фантастический монстр-экшен с небольшими хоррор элементами.